На сайте с 29.07.2011 Репутация: 364
Сообщений 2365 Пол: Мужской(29)
Город: Хорол
Стиль: MTB:DirtJumping Байк: Dartmoor 26Player 2017+FOX 36 831
25 дек 2012 в 15:49
Рассматривая с придыханием новые топовые шатуны или переклюки, задумывались ли вы о том, действительно ли они так круты? О них может мечтать весь твентисикс и кочка, но что они дают по большому счету, кроме дизайна и пары грамм выигранного веса?
Традиционная трансмиссия — результат эволюции шоссейной. Ей добавили прочности, но принцип остался тем же — цепь физически перебрасывается со звезды на звезду. Что из себя представляет планетарка? Это закрытый в герметичном кожухе набор шестеренок, которые счастливо плещутся в масле, переключая передаточное число по первому запросу владельца.
На данный момент я видел несколько решений на базе планетарки. Это использование гирбокса Pinion, или V-boxx от сантура. Пинион устанавливается уже на некоторые Николаи и Алютеки, обзоры: раз, два, три. Обзор сантура был у нас на твентисиксе: Тестируем байк с планетарной трансмиссией от SR Suntour
Одним из первых аргументов против планетарки является вес. Мне это стало интересно и не так давно тут же была информация про топовые системы:
«Таким образом, общий вес группы [XX1] (без каретки) составляет всего лишь 1430 граммов. В зависимости от используемой каретки он увеличится еще на несколько десятков грамм, но все равно это очень достойный результат. Например сверхлегкая 10-скоростная группа ХХ (опять же без каретки) весит 1639 грамм — во многом за счет отсутствующих у ХХ1 второй манетки и переднего переключателя. А XTR весит еще на 70 граммов больше.»
Грубые прикидки по весу: ХХ1 — 1500 ХХ — 1700 XTR — 1770 Pinion P1.18 — 3200
то есть разница в 1700 грамм по сравнению с топовой новейшей сверхтехнологичной гоночной трансмиссией? Или меньше 1.5 кило разницы по сравнению с “просто” высокого уровня трансмиссией. Думаю, не ошибусь, если скажу что по сравнению с трансмиссией среднего катальца (с учетом рок-рингов, успоков и прочего), разница будет всего порядка килограмма.
Не забывайте, что мы сейчас говорим о первых версиях гирбокса, то есть по сути это лишь серийные прототипы! Если вбросить туда титана, карбона, технологичности и стандартизации, то не ошибусь, если полкило уйдет мгновенно. При этом у Sram XX1 отношение в передаточных числах 420% и 11 передач, а у гирбокса 636% и 18 передач, которые расположены более плавно (с шагом 11.5%)! Спецфикации: Pinion P1.18
Итого, позволю себе помечтать в преддверии Нового Года.
Плюсы планетарки: + низкий сосредоточенный центр масс + крепче колесо (фрихаб нужен узкий, лишь под одну звезду, шире фланцы — крепче зонт) + меньше неподрессоренная масса заднего колеса (500 грамм кассеты и дерайлера) + постоянный чейнлайн (нет перекоса цепи, +КПД) + высокий клиренс каретки + высокий клиренс задних перьев (не висит дерайлер) + крепче цепь (синглспидная) + альтернативы цепи (можно использовать ремни, канаты и прочий эксклюзив) + не болтается цепь + устойчивость к повреждениям + переключение в любых погодных/грязевых условиях (даже когда вся цепь в грязи) + переключение под нагрузкой + переключение без прокрутки педалей + большой диапазон (600%+) + меньшие, более гладкие ступеньки между передачами + интуитивное переключение (одна шкала, одна манетка, нет повторяющихся передач) + простое обслуживание (раз в год залить масла) + легко мыть :)
Минусы: — вес (а с учетом технологий?) — цена (а с учетом массового производства?) — ремонтопригодность (сервисы?) — кпд (те же инновации?) — стандартизация с учетом дизайна подвесок
Полагаю, последний пункт — единственный существенный минус. Разработка такой компоновки коробки передач, которая сочеталась бы с многогранным разнообразием дизайнов подвески, может вызвать затруднение. Линки, амморты и шарниры находятся в непосредственной близости к кареточному узлу, и привести к одному знаменателю весь этот разнобой будет не просто. Однако имею подозрение, что большинство нестандартных вариаций подвесок продиктованы лишь необходимостью обходить чьи-то патентованные стандарты. Так что если какой-нибудь уникум исчезнет, МТБ общественность не много потеряет.
Лично мне кажется, что такая трансмиссия принесла бы пользу почти в каждой МТБ-дисциплине, но поистине сияла бы в АМ-эндуро.
Если вы все еще смотрите с недоверием на планетарную трансмиссию, представьте на секунду альтернативную вселенную и другою историю МТБ: планетарка изначально была выбрана стандартом и на данный момент вы имеете все ее плюсы. Вам предлагают в качестве инновации текущую компоновку трансмиссии. С висящими на заднем колесе кассетой и дерайлером, узкой втулкой, болтающейся тонкой перекошенной цепью и общему доступу грязи ко всем узлам.
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 55
Сообщений 606 Пол: Мужской(33)
Город: Санкт-Петербург
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Shooter 2 (2015)
25 дек 2012 в 16:09
Планетарка: - очень сложная технология изготовления. Точные посадочные отверстия, шестерни и пр. - трудность сборки (нужна квалификация, а не макака + трудноавтоматизирована)
Стандарт: - можно вообще штамповать. Никаких супер точных размеров не имеет. - сборка автоматизирована (в пакет собрал, развальцевал, заштифтил)
В целом главный геморрой трансмисии велосипеда это цепь. От цепи планетарка не избавила. Вес тоже под сомнением... с виду выглядит громоздно, по отношению к стандартной системе.
Пока не видно особых преимуществ... таких чтоб влияли на катку. Я думаю что если взять топ модель стандартной систему, то она уделает планетарку по весу. Еслиб преимущества реально были, то топовые шоссеры выкинули бы свои кассеты...
ИМХО очередной маркетинговый ход, попытка вбросить дорогостоящую приблуду на рынок, которая не особо нужна.
На сайте с 01.05.2005 Репутация: 445
Сообщений 3570 Пол: Мужской(30)
Город: Киев, Шевченковский район
Стиль: MTB:Freeride Байк: cro-mo
25 дек 2012 в 16:11
очень интересная статья! От себя добавлю, что планетарка позволяет переключать передачи не вращая педали, а значит, можно переключатся во время прохождения поворота или даже в полете, что очень радует. Особенно, стоит учесть тот факт, что разница между кажой передачей очень небольшая, то на каждый поворот вполне может приходиться по одному переключению, при условии что скорость на трассе постоянно растет.
По поводу конструкции подвесок, я бы сказал что установка планетарки не есть проблема - ее просто можновынести вперед, в переднюю трубу и оттуда тянуть цепь.
На сайте с 09.05.2012 Репутация: 66
Сообщений 388 Пол: Мужской(34)
Город: Киев.Троя
Стиль: MTB:Enduro
25 дек 2012 в 17:33
Не новость в принцыпе, на том же 26ру был тест АМбайка хамершмидт+планетарка, выводи не однозначные. Но мне нравится реализация планетарки как у zerod или у хардтейлов николай, ременная передача+планетарка.