Для тех, у кого нет технического образования, вкратце расскажу как оно работает. В обоих случах работает по одному и тому же принципу.
Вот так выглядит схема планетарной системы
Есть три элемента: внешняя звезда (зеленая), внутренняя или солнечная звезда (красная) и группа звезд-сателлитов (голубые), осями сидящая на водиле (синее). Водило жестко пристыковано к шатуну (соответственно тоже синий). Все может вращаться вокруг оси. У водила, внешней и солнечной шестерен эта ось совпадает с осью каретки. Сателлиты вращаются каждый вокруг своей оси.
Практика в железе
В режиме низшей передачи водило жестко соединяется с солнечным колесом. Получается такая картина угловых скоростей:
Поскольку солнечное колесо теперь заодно с водилом и шатуном, я закрасил его синим цветом.
Шатун вместе с водилом (а значит и осями сателлитов) сблокирован с солнечным колесом и вращается с какой-то "синей" угловой скоростью (смотрим на маленькую синюю стрелку внутри). Поскольку солнечное колесо вращается вместе с шатуном, а сателлиты в свою очередь сидят осями на водиле, угловая скорость солнечного колеса и сателлитов одинакова. Вся эта хренотень цепляет за внешнюю звезду и передает ей вращение. Соответственно, с той же самой угловой скоростью. Получается прямая кинематическая связь шатун - внешняя звезда. Как будто и нет внутри никаких механизмов.
Теперь отцепим солнечное колесо от водила с шатуном и сцепим с неподвижной рамой велосипеда. Шатун с водилом по-прежнему вращаются.
Поскольку водило с осями сателлитов вращается вокруг неподвижного солнечного колеса, начинают вращаться на своих осях и сателлиты. В одной точке каждый сателлит обкатывается вокруг солнечного колеса, а в противоположной - передает вращение на внешнюю звезду. По закону рычага, скорость вращения внешней звезды будет больше чем оси сателлита. Так и получается т. н. overdrive, то есть повышенная передача.
Теория в цифрах
Замечу так же, что передаточное отношение не зависит от диаметра и сооттветственно кол-ва зубьев сателлитов. Оно рассчитывается по банальной формуле:
I = Zв/Zс
, где:
Zв - кол-во зубьев внешней звезды (не тех, которые приводят цепь, а тех, которые находятся в зацеплении с сателлитами!!!)
Zс - кол-во зубьев солнечной звезды.
В трансмиссиях Truvativ и Nikolai передаточное отношение в районе 1,6. То есть, условно говоря, внутренний диаметр внешней звезды больше внешнего диаметра солнечной звезды в те самые 1,6 раза.
Переключалка
Все, что необходимо сделать в механизме переключения - обеспечить возможность соединения солнечного колеса либо с водилом (а значит, и шатуном), либо с рамой велосипеда. Кстати, если оставить солнечное колесо свободным, то получится дифференциальная планетарная передача. В этом случае при наличии любой мало-мальски действующей нагрузки на внешней звезде (например, от действия цепи), водило будет всего-лишь закручивать в обратную сторону солнечное колесо. Физически это будет выглядеть так, что вы со всей дури крутите педали, а ничего не происходит - лишь что-то шумит внутри коробки.
На сайте с 03.01.2006 Репутация: 1076
Сообщений 4061 Пол: Мужской(37)
Город: Москва (Филпарк/Крылатское)
Стиль: MTB:Freeride
2 окт 2008 в 12:56
кстати хотелось-бы услышать отзывы тех кто довольно долго пользовался планетарными втулками Rohloff, сам проехался пару кружочков на Джайнте Рейгн с такой втулкой очень понравилось, но хотелось-бы прочитать про них побольше.
На сайте с 26.06.2008 Репутация: 283
Сообщений 1598 Пол: Мужской(31)
Город: Киев
Стиль: MTB:Street Байк: лютый
11 сен 2010 в 00:11
Нет, там есть манетка на руле, сама она ничего не переключает. Просто весь механизм упрятан в коробку, куда не попадает влага и грязь, цепь не перекашивает - можно поставить успок, ресурс теоретически огромный, переключение вроде как быстрее, к тому же переключаться можно стоя на месте.
В предыдущем посте был не совсем прав, просто планетарная передача используется и в акпп.
На сайте с 07.04.2010 Репутация: 277
Сообщений 1356 Предупреждений 1 Пол: Мужской(32)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Enduro Байк: specialized enduro
11 сен 2010 в 12:16
Ну тут всё просто. Чет долго их в массы не запускали. Тут всего 2 передачи, я до сих пор не пойму почему они стоят 5ку. Для их изготовления нужны те же станки что и в машино строении, а цена у них как будто они новые станки изобрели, а теперь пытаются отбить их стоимость в 10 миллиардов зелени. На планетарных втулках, там всё намного сложнее т.к. 8 или 9ск.
На сайте с 28.12.2008 Репутация: 255
Сообщений 1229 Пол: Мужской(29)
Город: Москва
Стиль: MTB:Downhill Байк: Mitsubishi
11 сен 2010 в 12:41
обьясните не грамотному как оно работает в деле ?я как понял-это перекидка автомат ??,чет мне кажеца она в работе не практична или не?,если я буду ехать в гору прилагать большое усилие она переключит на легкую?если с горы надо подкрутить а она сбросит на легкую и получается я не смогу разогнаться,тк как буду на легкой крутить впустую ничего не пойму.как оно работае на практике?
На сайте с 01.09.2009 Репутация: 107
Сообщений 145 Пол: Мужской(37)
Город: Мункач
Стиль: Стритец
11 сен 2010 в 13:37
CrimeaRider, представь что кассета и перекидка, спятаны внутри втулки, механизм переключения такой же как и у простых перекидок. НО! нету того количества проблем как с перекидкой и цепью.
Интреесно - можно ли планетарку поставить на ДХ байк, выдержит ли она все нагрузки? Но я говорю именно про втулку, а не про GBox как на Nikolaiях