На сайте с 25.04.2017 Репутация: 1
Сообщений 12 Пол: Мужской(33)
Город: Кишинев
Стиль: Стритец
9 мая 2017 в 22:54
На этот раз коснемся святого — подвески с Хорст-линком.
В свое время она была изобретена и запатентована Хорстом Лейтнером, впоследствии патент ушел к компании Specialized, которая на многие годы стала монопольным производителем велосипедов с линком Хорста. Правда, касается это лишь рынков Северной америки. В Европе многие производители используют свои собственные названия для 4-рычажной подвески подобного плана. А уж сколько тайваньских великов с такой конструкцией задней части — не сосчитать.
Прежде всего, напомню, чем подвеска с линком Хорста, то есть многорычажная 4-шарнирка отличается от многорычажных одношарнирок. Взгляните на иллюстрацию вверху. Заметьте, что колесо 12 крепится к велосипеду на том самом линке Хорста 3. Он в свою очередь крепится шарниром 4 к нижним перьям 2 (свингарму) и шарниром 9 к качающемуся рычагу 11. Нижние перья к раме закрепляются основным шарниром 20, а рычаг-коромысло — шарниром 8. Таким образом получается истинно 4-шарнирная подвеска, и колесо контактирует именно с Хорст-линком 3, а не каким-либо из пары рычагов (11 или 2). Что это дает? Это дает то, что при работе тормоза (неважно, дискового или ободного) реактивный момент не переводится напрямую на какой-либо из рычагов подвески и не уходит в виде усилия на амортизатор. Не влияет на работу подвески. Вместо этого момент разбивается на вектора сил, которые компенсируются реакциями опор шарниров. Звучит немного заумно, да. Проще говоря, при торможении подвеска не «тупеет» подобно одношарнирным конструкциям.
Итак, поехали.
Это один из прародителей FSR-течения, велосипед Specialized Stumpjumper FSR. Здесь реализована классическая схема с Хорст-линком. Особенностью данной модели является конструктив с «дырявой» подседельной трубой, сквозь которую проходит амортизатор.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: подседельная труба с отверстием под амортизатор Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный или пружинный Оптимальная звезда: любая Максимальный кикбэк: — на 22Т: 6,8 град. — на 32Т: 1,65 град. — на 44Т: 0 град. Рычажность: — максимальная: 2,86 — минимальная: 2,52 — на сэге 25%: 2,71
Резюме: Это классический FSR (по названию технологии — full suspension rate), и он работает. Велик неоднократно получал самые разные «самые» титулы, и вообще, это своего рода ударная сила Specialized. Стоит отметить, что чисто теоретически характеристики подвески не идеальны. Так, и на 32Т, и на 44Т звездах неминуема раскачка из-за низко расположенного основного шарнира, самоликвидируется она только на звезде 22Т. Однако Стампи ФСР любят не за теоретические выкладки. :) Стоит отметить фактически отсутствующий кикбэк.
Еще одна легенда от Большого S — гоночный двухподвес Epic. В нем также реализована FSR-схема, однако с некой модификацией. Амортизатор здесь установлен в заднем треугольнике (подобным образом устроены меридовские LRS-модели) и совмещен с инерционным клапаном Brain, разработанным в свое время компанией Fox Racing Shox, а впоследствии ушедшим в стан Specialized. Эпик — очень своеобразная машина, долгое время считавшаяся лучшим кросс-кантрийным подвесом.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: платформенный амортизатор в заднем треугольнике Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный (других Эпик-совместимых просто нет) Оптимальная звезда: любая Максимальный кикбэк: — на 22Т: 11 град. — на 32Т: 5,2 град. — на 44Т: 1,5 град. Рычажность: — максимальная: 2,1 — минимальная: 2 — на сэге 20%: 2,08
Резюме: Кинематически Эпик не поражает воображение. У него довольно своеобразная характеристика сжатия с переломом где-то на уровне сэга в 35%. До этой величины подвеска довольно резко увеличивает свое усилие, но «горбатенько», то есть с регрессией. А с 35 и до 100% хода налицо типично кросс-кантрийная подвеска с выраженной прогрессией воздушного амортизатора. Но это все теория, не учитываяюща платформенной технологии Brain. А именно она и придает Эпику его неповторимую гоночную дубовость, которая оказывается комфортной на больших скоростях и неровной трассе. Вместе с платформенной вилкой с инерционным клапаном (Fox Terralogic) этот велосипед вовсе превращается в ультимативный гоночный снаряд. Однако не всем нравится сложность с настройкой инерционного клапана. Во всяком случае, на старых моделях велосипедов.
Это тоже Эпик. Но новенький, 2010 модельного года. В нем, как видите, амортизатор перенесен обратно в передний треугольник, хотя бачок инерционного клапана Brain остался на заднем колесе и соединен с амортером трубкой (на схеме не показано). В активе обновленного Эпика — ход 100 мм, более легкая попа и чуть оптимизированные характеристики подвески.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: платформенный амортизатор в переднем треугольнике Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный (других Эпик-совместимых просто нет) Оптимальная звезда: любая Максимальный кикбэк: — на 22Т: 13,5 град. — на 32Т: 6,8 град. — на 44Т: 2,7 град. Рычажность: — максимальная: 2,41 — минимальная: 2 — на сэге 20%: 2,23
Резюме: В принципе характеристика сжатия у нового Эпика очень похожа на таковую у старой модели, однако благодаря колдовству подвесочных гуру Specialized удалось добавить чувствительньости в зоне средних ходов. Плюс очередная ревизия AFR Brain, который стал ну ваще… :)
Это уже сравнительно длинноходная модель Pitch. Несмотря на двуплечий рычаг-коромысло (в схемах выше был качающийся одноплечий рычаг), это по-прежнему самая что ни на есть настоящая FSR-подвеска.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: качающийся двуплечий рычаг-коромысло Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т, 44Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 20 град. — на 32Т: 9,7 град. — на 44Т: 3,6 град. Рычажность: — максимальная: 3 — минимальная: 2,5 — на сэге 30%: 2,66
Резюме: Эта подвеска полностью изолирована от действия цепи, когда та лежит на ведущей звезде 32Т. Однако и звезды большего размера на поведение велосипеда скажутся не сильно. Тем не менее, я бы лично рекомендовал использовать звезды не более чем 36Т. Для фрирайдного велика этого более чем достаточно.
Это новенький Specialized Enduro. В прошлогодней версии он концептуально был похож на Pitch (вернее, это Питч был на него похож), но в следующем году новый эндурок будет совсем-совсем другим — с «классическим» для Specialized качающимся одноплечим рычагом. Дырки в подседельной трубе не будет, зато будет специальная «вилка привода амортизатора». Подробнее ее можно разглядеть здесь и здесь (алюминиевая и карбоновая модели соответственно).
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: качающийся одноплечий рычаг Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т, 44Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 22 град. — на 32Т: 11 град. — на 44Т: 4,3 град. Рычажность: — максимальная: 3,35 — минимальная: 2,98 — на сэге 30%: 3,12
Резюме: При сравнимых с моделью Pitch ходах, новый Эндуро показывает чуточку худшие (на самом деле малозаметные) кинематические характеристики. Но это совершенно неважно — ведь благодаря «классической» схеме, возможно, новый велик будут лучше покупать! Тем более, можно со всей ответственностью заявить, что при использовании звезды 32Т подвеска абсолютно изолирована от действия цепи. Снова возврат к классике?
Еще одна концепция 4-рычажной подвески FSR, с виду несколько ошарашивающая. Тем не менее, ничего сверхудивительного тут нет. Просто амортизатор крепится не к верхнему одноплечему рычагу, а непосредственно к нижним перьям (свингарму), которые ради этого дела сделали «трехмерными», придав в боковом виде форму треугольника. Этим убили жирного зайца под названием центр тяжести велосипеда — он существенно опустился вниз вместе с амортизатором. Основные шарнирные нагрузки также переехали вниз: теперь большая часть «бабах на плоскач» приходится на шарниры около дропаутов. В то время как в обычной FSR-схеме они болтаются между Хорст-линком и качающимся рычагом.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: Амортизатор крепится к основному свингарму, а линк хорста не передает усилия сжатия подвески на амортизатор Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный (однако прогрессия — не всегда актуально, поэтому устанавливают и пружинные аморты) Оптимальная звезда: от 32Т и выше Максимальный кикбэк: — на 22Т: — - на 32Т: 11,7 град. — на 44Т: — Рычажность: — максимальная: 3,22 — минимальная: 2,95 — на сэге 40%: 3,18
Резюме: Весьма любопытная с виду модель, но увы, я даже примерно не могу представить ее поведение на трассе. Хотя мне и доводилось скатываться на Демо с горки, каких-либо супермегаэмоций я не испытал. Подвеска однозначно забавная, но качается. Впрочем, для такого рода великов раскачка — совсем не главное.
Это уже не Спеш. Это Cube Sting — гоночно-марафонская модель от немецкого производителя. Характерной особенностью этой реализации четырехшарнирной повдески является «плавающее» крепление амортизатора. При работе подвески благодаря хитрому сочетанию рычагов аморт сжимается одновременно с двух сторон, что немного снижает рычажность в зоне сэга. Впрочем, достигнуть похожих значений рычажности можно и другими методами, но прикол подвески DTC (Dual Trail Control) именно в ее замороченности, компактности и низкому центру тяжести. Но самое главное — это экономия веса. Нижняя и верхняя трубы велосипеда полностью разгружены от сил, дрейфующих в подвеске, поэтому их (трубы) можно делать особенно тонкостенными.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: технология DTC, обеспечивающая двухсторонее сжатие амортизатора Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: любая Максимальный кикбэк: — на 22Т: 10 град. — на 32Т: 4,3 град. — на 44Т: 1 град. Рычажность: — максимальная: 3,18 — минимальная: 2,1 — на сэге 15%: 2,34
Резюме: Я катал на этом велике, и не сказать, что совсем мало. Это парадоксальный велосипед. Некрасивый до рези в глазах, с какими-то там хитрозавернутыми в узел рычагами — но как оно едет! В «распущенном» режиме ProPedal это просто диван и при этом диван почти не качается! Ну а в «зажатом» состоянии платформы вел превращается в гоночную табуретку и вообще не думает под тобой плясать. При этом случайные выбоины съедаются просто на раз. Кикбэка нет. Отменные ходовые качества, и кинематика приятная.
Еще одна разработка Cube, на этот раз совершенно без изысков. Обычный «двойной треугольник», соединенный с помощью треугольного качающегося рычага. Сама немецкая контора заявляет, что благодаря оптимизации размеров заднего треугольника для рам разных ростовок на любом велике характеристики подвески будут идеальными и прочее бла-бла-бла полумаркетингового свойства. Однако в простоте моделей XMS/AMS тоже кроются свои прелести.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: нет Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т, 44Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 20 град. — на 32Т: 11 град. — на 44Т: 5,2 град. Рычажность: — максимальная: 3,4 — минимальная: 2,3 — на сэге 25%: 2,4
Резюме: Увы, более дешевая модель — более дешевая во всем. В конкретно этом случае подвеска велика даже с воздушным амортизатором весьма регрессивна, а в районе предельных ходов загибается «горбиком», то есть обладает небольшой склонностью к пробою. Забавно, что внешне очень похожий на этот велик Rocky Mountain Slayer также имеет проблему точно такого же характера. Что лишний раз говорит: неважно, какими маркетинговыми буквами вы назовете подвеску. Важно, как она спроектирована. Одинаковый подход дает одинаковые результаты.
Еще одна реализация четырехшарнирки, ныне, увы, погибшая. Современные «Гении» — одношарнирны. Приколом этого велоса является аморт, работающий на растяжение. Поэтому про аморт распространяться не буду, лучше посмотрим на подвеску.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: амортизатор в заднем треугольнике, работающий на растяжение Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 11 град. — на 32Т: 5,1 град. — на 44Т: 1,6 град. Рычажность: — максимальная: 3,15 — минимальная: 2,1 — на сэге 20%: 2,27
Резюме: У этого велика также разгруженная от действия подвески передняя часть рамы, что позволяет существенно экономить массу. Ну а кроме того, у Scott Genius очень приятные кинематические характеристики. Видно, что при создании велосипеда конструкторы действительно работали головой, а не копировальным аппаратом. К сожалению, старый аморт Equilizer не имеет полноценной платформы, лишь режим частичной и полной блокировки. Хотя это тоже в своем роде выход.
Это очень простая тайваньская рама, преобразованная в велосипед Stark Voxter. Настоящая четырехшарнирка с коромыслом. В целом, концептуально повторяет вышеприведенную модель Specizlied Pitch, но сильно отличается по кинематике.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: нет Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 12,7 град. — на 32Т: 6,5 град. — на 44Т: 2,6 град. Рычажность: — максимальная: 2,64 — минимальная: 2,44 — на сэге 20%: 2,63
Резюме: У этой модели есть два больших минуса. Первый лечится и называется «овермасс» — рама очень тяжелая из-за сравнительно низкого технологического уровня изготовления. А вторая проблема — это неминуемая раскачка на звезде 44Т, причем это не лечится даже платформенным амортом с уровнем платформы «затабуречено». Увы, это проблема исключительно кинематическая, связанная со взаимным положением линии действия цепи и МЦВ (мгновенного центра вращения). Тем не менее, велик весьма неплохо катился и уверенно жрал всякие там неровности.
Это тоже Stark и тоже созданный из каталожной тайваньской рамы. На этот раз — пружинный аморт и длинноходная фрирайдная подвеска. Конечно же, это наш любимый Beat. Особенностью его конструкции является расположение амортизационной сборки целиком на нижней трубе рамы.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка Характерные особенности: амортизатор и линки — на нижней трубе Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: пружинный или воздушный Оптимальная звезда: 36Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: — - на 36Т: 9,7 град. — на 44Т: — Рычажность: — максимальная: 3,33 — минимальная: 2,73 — на сэге 35%: 2,93
Резюме: Я довольно долго ковырялся с кинебенематикой этого велика, благо что чертежи от Astro у меня были. В итоге было решено поставить пружинный аморт (он обеспечивал вполне приличную прогрессию — спасибо тайваньским инженерам) и ведующую звезду 36Т — с ней натяжение цепи в зоне сэга изолируется от задней подвески. Итог превзошел все мои ожидания. Велосипед настолько здорово карабкался в горку, даже не думая раскачиваться задней подвеской, что в пору катать на этом чуде кросс-кантри! С горки он ехал тоже весьма бойко, хотя я лично заценить не мог — не владею даунхильными навыками. Но один знакомый, которому я помог с приобретением велика, говорил, что ходовые качества откровенно на высоте. Очень удачная компоновка и хорошая кинематика. Проблемы были исключительно китайского характера: непрокрасы, плохая сборка, недокоплектация.
Это Norco VPS A-Line с подвеской, лицензированной у Specialized. Отличий у VPS от FSR немного, в основном, они очевидно прикладного плана. Вообще, эта аббревиатура расшифровывается как Variable Point Suspension. В зависимости от выбранного варианта крепления (обычно из двух) достигается разная величина хода и высоты каретки. Ближайший аналог — FlipFlop от Specialized.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка VPS с изменяемой геометрией Характерные особенности: две точки крепления амортизатора на рычаге-качалке Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: пружинный Оптимальная звезда: от 36Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: — - на 38Т: 3,9 град. — на 44Т: — Рычажность: — максимальная: 4,1 — минимальная: 2,83 — на сэге 37%: 3,5
Резюме: Отличительной чертой этой подвески является довольно значительная рычажность, что требует использования качественных амортизаторов. Кроме того, расположение МЦВ таково, что подвеска склонна немного раскачиваться при педалировании. Но понятное дело, для фрирайдно-даунхильной машины это неважно. В целом же — клон FSR под другой аббревиатурой.
Подвеска NRS от Giant расшифровывается как No resonance suspension, то есть подвеска без резонанса (раскачки). Для этого используется вынесенеие МЦВ далеко вперед и вверх.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка NRS Характерные особенности: длинная «кочерка» линка Хорста, нулевой сэг Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 32Т, 44Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 19 град. — на 32Т: 10,7 град. — на 44Т: 5,6 град. Рычажность: — максимальная: 2,69 — минимальная: 2,53 — на сэге 0%: 2,67
Характерной особенностью этой подвески является отсутствие сэга. Вернее, рабочий сэг со значением 0%. В этом случае, как понимаете, амортизатор в обычном состоянии постоянно полностью разжат. Удары от неровностей дороги им при этом должны нормально отрабатываться, поэтому NRS нуждается в аккуратной настройке давления внутри аморта. Суть же технологии NRS можно пояснить с помощью вот этой картинки: Здесь цифрами обозначены: 1 — линк Хорста, 2 — нижние перья (свингарм), 3 — двуплечий рычаг-коромысло, приводящий амортизатор. Две прямые красные линии, уходящие почти в бесконечность — это перпендикуляры к мгновенным скоростям свингарма 2 и рычага-коромысла 3. Точка пересечения этих прямых линий указывает на текущее расположение мгновенного центра вращения (МЦВ) подвески. В данном случае при нулевом сэге наши линии почти параллельны друг другу, и пересекаются очень далеко впереди перед велосипедом и существенно выше него.
Давайте посмотри, что происходит, когда байкер изо всех доступных ему сил нажимает не педали. Усилие превращается в натяжение цепи (синяя прямая стрелка), а затем линк Хорста 1 пытается провернуться вокруг шарнира на нижнем пере 2 (синяя кривая стрелка). Соответственно, в верхнем шарнире между линком Хорста 1 и коромыслом 3 возникает картина, изображенная синей и зеленой кривыми стрелками, двуплечий рычаг 3 пытается провернуться в обратную сторону, нежели линк Хорста. Это вызывает ратяжение амортизатора. Таким образом, подвеска постоянно находится в разжатом состоянии и, соответственно, категорически не склонна к раскачке. Раскачка появится, если недокачать амортизатор. Тогда каждый поворот шатунов будет вызывать «замыкание» подвески на верхний упор.
Резюме: Своеобразная, но довольно результативная система подавления раскачки. Была актуальна до массового появления платформенных амортизаторов. В настоящее время не актуальна, что и подтверждается выводом на рынок модели Anthem с подвеской Maestro. Но о ней — в следующем выпуске.
ЗЫ: в картинке ошибочно указан модельный год 2006. На самом деле NRS первого поколения выпускался много раньше.
Это дальнейшая эволюция подвески NRS от Giant, которую я условно называю 2-ым поколением. Здесь уменьшен размер «кочерги» за счет перемещения основного шарнира (который возле каретки) чуть выше. Из-за этого, правда, ухудшилась общая кинематика.
Тип подвески: 4-шарнирная многорычажка NRS Характерные особенности: нулевой сэг Рекомендуемый тип амортизатора для обеспечения прогрессивной подвески: воздушный Оптимальная звезда: 44Т Максимальный кикбэк: — на 22Т: 23,7 град. — на 32Т: 13,8 град. — на 44Т: 7,9 град. Рычажность: — максимальная: 2,73 — минимальная: 2,59 — на сэге 15%: 2,7
Резюме: Я сознательно привожу цифры сэга 15%, потому что по Интернету ходят слухи, мол, второе поколение NRS может и должно работать с ненулевым значением сэга, в отличие от вышеописанной «оригинальной» подвески. Однако тупая теория не дает мне поводов понять, почему так должно быть. Потому как основные постулаты NRS реализованы в этом велосипеде так же прозрачно, как и в модели с «кочергой». Все то же расположение МЦВ где-то далеко впереди и вверху, и все та же система разжатия подвески от действия натяжения цепи. Кстати, NRS второго поколения имеет очень много общего с рамой Stark Voxter (см. выше). Но в отличие от нее, даже 44Т звезда на Джайнте вызывает разжатие подвески при педалировании. У Штарка на большой звезде системы поведение подвески нейтральное
На сайте с 13.03.2016 Репутация: 20
Сообщений 289 Пол: Мужской(71)
Город: Нет, спасибо
Стиль: MTB:Park
10 мая 2017 в 01:35
Копипастеры, блин. Интересно, сколько раз эти статьи тырили друг у друга говнорерайтеры...Автор оригинала, как и кучи иной полезной инфы - Роман Никитин, он же norcoroman, N-Roman. Очжаль, что он перестал писать на велотематику, читать его в своё время было весьма интересно. Остатки его статей собраны неким добрым человеком в ЖЖ, просвещаться здесь - https://norcoroman-zip.livejournal.com.
На сайте с 13.03.2016 Репутация: 20
Сообщений 289 Пол: Мужской(71)
Город: Нет, спасибо
Стиль: MTB:Park
10 мая 2017 в 21:53
Читаем. Внимательно. Я раза три картинки посмотрел, целых пять знакомых букв нашёл, но так и не понял, зачем здесь одна такая статья, без ката и без указания первоисточника. Ссылка на какой-то говноресурс таковым не является, еси чо.
На сайте с 12.10.2014 Репутация: 16
Сообщений 98 Пол: Мужской(34)
Город: Киев
Стиль: MTB:Downhill Байк: рама–карбон, задній амортизатор,10 швидкостей
10 мая 2017 в 23:34
Kamikadze666 писал(а): За що відповідають точки CC i IC, ніяк не можу зрозуміти =(
Instant center – this term is used in suspension theory for linkages – in our case - 4-bar linkages. A 4-bar linkage does not have a constant center of rotation regarding the wheel axle (or any points on that linkage element), instead this point is moving. At a given travel position we can calculate the instant center (IC) of the linkage by making the imaginary intersection of the two outermost linkage bars. “The path tangent of any point in motion (on the mid linkage part) is perpendicular to the line between the IC and the point (obviously all of this is in a single plane).” (Path Analysis by Ken Sasaki)
Center of curvatureThis is also a moving point in connection with the axle path. For a not circular axle path (4-bar linkages), the axle path has more complex shape. For a specific point of this shape we can determine its current curvature center - regarding the curve as if it was circular at that point. The placement of CC and the distance from the curve itself is specific to the curve. To learn more about this topic, please see Ken Sasaki’s “Path analysis” essay.