На сайте с 17.09.2008 Репутация: 431
Сообщений 2064 Пол: Мужской(47)
Город: Третья быдлостолица
Стиль: MTB:Enduro Байк: TBC Vagrant + 66 RC2 ETA 2007
30 янв 2011 в 22:36
На форуме периодически появляются темы с вопросами о рулевых колонках. Вот решил накропать "статью" по стандартам, может кому пригодится. Это не копипаст. Обсирайте.
"Рулевой механизм служит для поворота влево, вправо и в другие стороны."
На байке таким рулевым механизмом являются рулевой стакан (headtube) с впрессованной в него рулевой колонкой (headset).
На сегодняшний день для рулевых стаканов MTB наиболее распространенные стандарты: 1", 1.1/8", 1.5" (one point five) и 1.1/8-1.5" (конический, tappered). Конический рулевой стакан является комбинацией рулевых стаканов 1.1/8"(в верхней части) и 1.5" (в нижней).
Интегрированный: чашечки в которые вкладываются подшипники сформированы в самом рулевом стакане. В карбоновых и титановых рамах имеются неизвлекаемые алюминиевые вставки в которые вкладываются подшипник. Не путайте с полуинтегрированными рулевыми колонками!
В интегрированных рулевых колонках используются только закрытые промышленные подшипники со скошенной нижней гранью.
Наиболее распространены интегрированные рулевые использующие подшипники со скосом 45°-45°(Campy spec). Так же имеются рулевые с подшипниками со скосом 36°/36° (Tien Hsin Ind./FSA Standard) 36°/45° (Cane Creek spec) только 1.1/8". Диаметр посадочного отверстия под этот стандарт 41.6-41.7 мм
Интегрированная рулевая колонка
Полуинтегрированный: в рулевой стакан впрессовываются чашечки в которые вкладываются подшипники, используются и закрытые промы и открытые шаровые подшипники. Рулевой стакан под полуинтегрированную колонку имеет самый большой внешний диаметр, по сравнению с интегрированным и обычным. Для штока 1.1/8" - около 50 мм, для 1.5" - от 62 мм
Полуинтегрированная рулевая колонка
Обычный: в рулевой стакан впрессовываются чашечки в которые вкладываются подшипники, только в отличии от полуинтегрированной подшипники находятся за пределами рулевого стакана и могут быть большего диаметра чем рулевой стакан.
Обычная (неинтегрированная)рулевая колонка
Конический:
Закрытый пром.
Открытый подшипник (на шарах)
Диаметры интегрированного и полуинтегрированного стаканов больше чем у обычного. Это связано с тем, что подшипники находятся внутри стакана.
Внешне полуинтегрированный и обычный стаканы очень похожи и отличаются только размерами. Это два совершенно разных стандарта и они не взаимозаменяемы!
Совместимость (что и куда можно вставить) :
Для каждого типа рулевого стакана подходят рулевые только такого же типа!
В рулевой стакан 1.5" можно установить вилку со штоком 1.1/8". Для этого существуют специальные рулевые колонки со внешними посадочными размерами 1.5" и внутренними отверстиями подшипников 1.1/8. Некоторые такие неинтегрированные рулевые колонки имеют низкие чашечки и внешне очень похожи на полуинтегрированные. Единственный способ определить тип рулевой это измерить внутренний диаметр стакана. Так же в рулевой стакан 1.5" можно установить вилку с конически штоком.
В стакан 1.1/8" при помощи рулевой-переходника можно установить вилку со штоком 1"
Впихнуть вилку 1.5" в рулевые стаканы 1", 1.1/8" и 1.1/8"-1.5" -НЕЛЬЗЯ. Если вам удастся это сделать - пишите. Ценный приз гарантирован
Внимание! в полуинтегрированный рулевой стакан 1.1/8" можно установить вилку с коническим штоком 1.1/8"-1.5" ! Появились специальные рулевые колонки. Например Nuke Proof Warhead 44IETS-DC Headset 2011
Внутренние диаметры нижних конусов рулевых
1" 26.35-26.4 мм, 1.1/8" 29.93-29-98 мм, 1.5" 39.71-39.76 мм
На сайте с 07.04.2010 Репутация: 277
Сообщений 1356 Предупреждений 1 Пол: Мужской(32)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Enduro Байк: specialized enduro
30 янв 2011 в 23:57
Характеристики и виды рулевых колонок (headset)
Рулевая колонка как совокупность промышленных или насыпных подшипников, пыльников, чашек и якоря служит своей целью обеспечить надежное крепление и беспрепятственное вращение штока вилки в рулевой трубе рамы. Рынок предлагает множество технических решений этого узла, разных по устройству и весу. Самыми встречающимися видами рулевых колонок являются: резьбовая (Threaded), безрезьбовая или Aheadset (Threadless), полуинтегрированная (Zero Stack), интегрированная (Integrated System), стандарт Campagnolo Hiddenset, стандарт Perdido, стандарт Columbus и стандарт Onepointfive. Данный текст не касается аспектов надежности, установки и обслуживания рулевых колонок тех или иных стандартов — только краткое описание, ключевые особенности и некоторые характеристики того или иного типа.
Резьбовая рулевая колонка
Резьбовая рулевая колонка до сих пор один из самых распространенных стандартов крепления вилки к раме. Хотя сейчас эта схема практически не используется на профессиональных шоссейных и MTB велосипедах, благодаря неприхотливости ее еще часто можно встретить на прогулочных, дорожных и ATB велосипедах начального уровня. Слово «резьбовой» произошло от наличия внутренней резьбы на верхней чашке и контргайке, за счет которой собственно и держится вилка.
Чашки подшипников запреcсованы в рулевую трубу, где сверху и снизу шары подшипника удерживают отдельные кольца с канавками качения. Окончательную прочность конструкции придает вилка, которая притягивается к подшипникам с помощью контргайки. В какой момент вы устанавливаете вынос, уже не важно.
Существует несколько разновидностей этого крепления, заточенных под разный диаметр штока вилки. Самые распространенные, это: 1", 1-1/8" и 1-1/4 дюйма.
Классическая безрезьбовая рулевая колонка
Скорее всего, на вашем велосипеде установлена рулевая именно этого типа. Называемое иногда Aheadset (Из истории: Aheadset- это всего лишь один из первых производителей чашек этого стандарта, чье имя стало нарицательным для этого типа рулевой) данное техническое решение доминирует на современных алюминиевых велосипедах среднего и высшего ценового диапазона. В отличие от предыдущего стандарта, это крепление не отвечает за фиксацию вилки, поэтому в нем отсутствует резьба.
В остальном стандарты схожи: верхние и нижние чашки (они же, по совместительству имеют канавку качения) удерживающие сепаратор с шарами, или промышленный подшипник. Чашки устанавливаются сверху и снизу рулевой трубы велосипеда, кольца с канавками качения или пыльники закрывают шары от грязи. Простая, легкая в обслуживании и надежная конструкция. Поскольку резьбы на вилке теперь нет, предварительную фиксацию комбинации вилка+чашки+вынос руля обеспечивает якорь — небольшая распорка, забиваемая в шток вилки. Крышка якоря, которую вы видите на иллюстрации выше, покоится сверху на выносе. При притягивании оной к якорю регулировочным болтом, она давит на вынос и стягивает всю конструкцию от короны вилки до выноса вместе. Окончательное крепление штока вилки осуществляется с помощью крепления выноса руля.
Aheadset выступает стандартом для вилок с диаметром штока 1-1/8", прочие варианты малораспространены.
Полуинтегрированные (Zero Stack или „Low Profile“)
Cтандарт, который с равной долей вероятности можно встретить как на карбоновых, так и на современных алюминиевых велосипедах. Главное отличие от резьбового и Aheadset стандартов, это чашки и подшипник, которые теперь устанавливаются прямо внутрь рулевой трубы. Снаружи мы увидим только кольцо с канавкой качения или пыльник.
На бюджетных моделях часто используются игольчатые подшипники или подшипники с сепаратором. В таких случаях, чашки не только удерживают, но и выступают как внешнее кольцо с канавкой качения. В дорогих моделях с промышленным подшипником, чашка лишь удерживает его корпус. Самый распространенный диаметр запрессованной чашки 44 мм, но прочие характеристики, такие как высота и тип используемого подшипника, могут варьироваться в зависимости от производителя и модели. Главное преимущество этого стандарта- нулевая высота относительно рулевой трубы, что позволяет максимально низко опустить руль велосипеда.
Фиксация вилки осуществляется по принципу, схожему с Aheadset стандартом.
Интегрированные системы без чашек
Многочисленные варианты и подразновидности этого стандарта роднит отсутствие внешних чашек рулевой колонки, когда подшипники впрессовываются прямо в рулевую трубу, что, конечно, требует совместимой рамы. Здесь используются только промышленные подшипники, поскольку шары постепенно сточат канавку качения, и рама будет уже непригодна к дальнейшему использованию.
Наиболее распространенный размер подшипника имеет 41мм внешний диаметр и 45° посадочный скос (соответственно таков и посадочный угол внутри рамы). Существуют разновидности этого стандарта, использующие 36°-ый скос подшипника и рамы.
В остальном процесс установки вилки схож с Aheadset стандартом — она удерживается якорем рулевой колонки. Вообще, название „интегрированная рулевая“ не принадлежит общепринятому стандарту. Его применяют к классу рулевых колонок, где подшипник прессуется прямо в раму и, как правило, имеет диаметр 41мм. Иногда это доставляет определенные трудности с поиском, в случае замены подшипников на экзотических рамах.
Иллюстрация выше показывает типичное посадочное гнездо интегрированной рулевой. Промышленный подшипник помещается с некоторым усилием внутрь, но сильного прессования не требуется.
Campagnolo® Hiddenset
Собственный стандарт Campagnolo, требующий специально обработанной рулевой трубы.
По сути, это стандартизированная модификация полуинтегрированной рулевой колонки, где используются конические подшипники, устанавливаемые в утопленные в рулевую колонку конические чашки. Стандарт никак не совместим с общепринятыми разновидностями полуинтегрированных и интегрированных рулевых колонок.
Фиксация вилки осуществляется по принципу схожему с Aheadset стандартом.
Perdido®
Очередная частная вариация на тему полуинтегрированных рулевых колонок. Система состоит из прессуемых внутрь рулевой трубы чашек и отдельных промышленных подшипников.
Главное отличие от полуинтегрированного Zero Stack — особый размер подшипника и непременно прецизионное исполнение. Внешний диаметр чашки Perdido равен 44.5мм, а необходимый диаметр рулевой трубы 44.4мм. Как мы говорили ранее, диаметр чашки ZeroStack равен только 44мм, поэтому Perdido заявляется как самостоятельный стандарт, хотя принципиально в нем ничего нового нет.
В некоторых случаях есть возможность рассверлить ZeroStack алюминиевую раму до стандартных 44.4мм диаметра Perdido. Следует учесть, что чашки Perdido более утоплены в раму, следовательно необходимо будет увеличить и глубину посадочного гнезда.
Официальный сайт стандарта Perdido
Рулевая Columbus
Этот стандарт является разновидностью безрезьбового Aheadset со своими собственными типоразмерами подшипника. Рулевая труба не имеет каких-либо фрезерованных посадочных гнезд внутри, подшипники располагаются вне рамы, в внешних чашках. Размер промышленного подшипника 41.5 мм.
Иногда можно ошибиться в идентификации этого типа рулевой колонки, поскольку внешние чашки на некоторых велосипедах покрашены в цвет рамы.
Фиксация вилки осуществляется по принципу схожему с Aheadset стандартом.
Полтора дюйма (Onepointfive Standard)
Первоначально, onepointfive разрабатывался как разновидность Aheadset для штоков увеличенного диаметра, с абсолютно идентичным устройством. Как понятно из названия, с этим стандартом используют вилки со штоком 1.5", внутренний диаметр рулевой трубы 2 дюйма (50мм).
Этот открытый стандарт, рожденный в 2001 году совместными усилиями Cane Creek, Race Face, Cannondale, Manitou и Chris King, первоначально предназначался для использования в экстремальных дисциплинах. Широкое распространение карбона при производстве Hi-End шоссейных велосипедов, привело к появлению рулевых этого типа на шоссе. Больший диаметр трубы: выше жесткость! В шоссейных велосипедах используется интегрированный и полуинтегрированный тип рулевой, отличный от прародителя 1 1/8" только увеличившимися размерами. В 2007 году эту рулевую применяют такие фирмы как Pinarello, Trek, Specialized, Cannondale.
На сайте с 17.09.2008 Репутация: 431
Сообщений 2064 Пол: Мужской(47)
Город: Третья быдлостолица
Стиль: MTB:Enduro Байк: TBC Vagrant + 66 RC2 ETA 2007
31 янв 2011 в 00:00
SHULA писал(а):
Характеристики и виды рулевых колонок (headset)
Рулевая колонка как совокупность промышленных или насыпных подшипников, пыльников, чашек и якоря служит своей целью обеспечить надежное крепление и беспрепятственное вращение штока вилки в рулевой трубе рамы. Рынок предлагает множество технических решений этого узла, разных по устройству и весу. Самыми встречающимися видами рулевых колонок являются: резьбовая (Threaded), безрезьбовая или Aheadset (Threadless), полуинтегрированная (Zero Stack), интегрированная (Integrated System), стандарт Campagnolo Hiddenset, стандарт Perdido, стандарт Columbus и стандарт Onepointfive. Данный текст не касается аспектов надежности, установки и обслуживания рулевых колонок тех или иных стандартов — только краткое описание, ключевые особенности и некоторые характеристики того или иного типа.
Резьбовая рулевая колонка
Резьбовая рулевая колонка до сих пор один из самых распространенных стандартов крепления вилки к раме. Хотя сейчас эта схема практически не используется на профессиональных шоссейных и MTB велосипедах, благодаря неприхотливости ее еще часто можно встретить на прогулочных, дорожных и ATB велосипедах начального уровня. Слово «резьбовой» произошло от наличия внутренней резьбы на верхней чашке и контргайке, за счет которой собственно и держится вилка.
SHULA, ты хоть бы ссылку дал на оригинал которой сюда скопипастил