На сайте с 07.09.2009 Репутация: 62
Сообщений 394 Пол: Мужской(32)
Город: Павловский Посад
Стиль: Trial Байк: Specialized P.3 2005 + Stark Trial Team
27 янв 2011 в 18:59
Приветствую!
Репост с веломании и кочки, сделал подробный мануал, кто знает как перебирать вилку, может сразу листать вниз, к демпферам.
Итак, приступим к разборке Manitou Sherman Jumper 110 TPС, сразу хочу сказать, что все модели маниту разбираются-собираются примерно одинаково, разница только в демпферах)
1. Выкручиваем крышку демпфера ключом на 20, труъ механики пользуются головками, у меня почему-то не нашлось такой, зато нашёлся китайский ключ, аж сразу на 2 размера - 19 и 20.
2. Сливаем с демпфера масло.
3. Хоть моя версия и называется ТРС, только чего-то им там не пахнет, стоит обычный FFD.
4. Выкручиваем крышку пружины.
5. Вынимаем крышку и проставку преднагрузки.
6. Вынимаем пружину.
7. Откручиваем крутилку отскока шестигранником на 2.
8. Выворачиваем болт крепления направляющего штока к штанам вилки ключом на 11.
9. Если болт проворачивается со штоком, то можно вжать ноги в штаны, вставить пружину, и придержать ей.
10. Сливаем масло из штанины для смазки башингов.
11. Выворачиваем крепление 2-го штока(отскока) шестигранником на 8 - внимание, шток выворачивается внутрь, по часовой стрелке.
12. Сливаем масло.
13. Вынимаем верх из штанов, разницу между длинной штоков объясню позже.
14. Я не поклонник вынимания сальников каждый раз для ТО, посему поддеваем отвёрткой поролоновые кольца(будьте осторожны - не порвите).
15. Идём на кухню и берём полиэтиленовую крышку, и следом в мастерскую/подсобку - за маслом, у меня для смазки штанов Эссо 5W-40, у него очень низкая температура загустевания, поэтому даже в холод не испытываю проблем с "тупизной" вилки.
16. Желательно в перчатках, но так как я биокибернетический, мне можно пальцами - жамкаем колечки в масле, и видим как из них выходят сотни грязи, повторяем эту операцию, пока колечки не перестанут испускать зловонную жижу)
17. Готовим вот такой девайс - шомпол.
18. Шомполом чистим внутреннюю поверхность штанов, там тоже есть грязь, особенно если вилка редко обслуживается. Так же эта грязь причина облезания покрытия на многих анодированных ногах вилок Маниту, следить надо Господа.
19. Визуально определяем состояние башингов - мои в идеале
20. Предварительно хорошо пропитанные маслом кольца возвращаем на место, осторожно.
21. ТО штанов завершено.
22. Теперь к вопросу - почему разные штоки?
23. Снимаем отбойники.
24. И извлекаем через верх направляющий шток из ноги с пружиной, на нём видна негативная пружина, проставка, и отбойники.
25. В моей вилке изначально было 3 проставки, они немного отличаются длиной, но это не принципиально. Проставки используются для уменьшения/увеличения хода вилки/жёсткости позитивной пружины.
26. Выкручиваем поршень отскока(демпфер).
27. Этот паз регулирует отскок, специальная перегородка открывает и закрывает окно, через которое протекает масло.
28. К вопросу о ходе - как изменить? Мой шток без проставок, но с негативной пружиной имеет длинну около 170 мм, вычитаем 20 мм на отбойники, и вуаля - если поставить такой шток - ход будет равен около 140 мм(там же ещё заглушка в ноге), но ставить в таком виде - не лучшая идея - ибо негативная пружина будет кататься по штоку, и грохотать, а также контактировать с заглушкой в ноге снизу - что не лучшая идея - посему ставят проставки. Так же - некоторые модели вилок маниту, могут иметь несоразмерно большие направляющие штоки, и на первый взгяд покажется, что "поле для разгона" огромно. Ан нет, манитушники хитрые, он сделали более короткие ноги в таких моделях, тоесть вы всё равно не сможете разогнть вилку до неестественных ходов, по чьим-то взглядам сверху)
29. Ставим 20 мм проставку - длинна штока = 155 мм.
30. Ставим отбойники - они, к слову, не дают вилке пробиваться, при срабатывании на весь ход - минус ещё 20 мм, итого ход моей вилки приблизительно равен 110 мм.
31. Ставим в правильном порядке отбойники на штоки.
32. Заливаем около 18 кубических см. в штанину.
33. Закручиваем .
34. Заливаем в другую штанину 18 кубиков.
35. Заворачиваем болт.
36. Сжимаем до конца вилку.
37. Измеряем ход - 115 мм, но последние 5мм - это уже прожатые отбойники.
38. Вставляем пружину. По хорошему на неё надо одеть термоусадочную трубку - чтобы не гремела, но меня этот звук не напрягает, и трубки нет, так что пропускаем этот ход)
39. Ставим проставку преднагрузки(прелоада) для оптимального сэга.
40. Заворачиваем крышку.
В принципе всё, заполняем демпфер отскокакомпрессии соответствующим количеством масла, соответсвующей вязкости, закручиваем крышку, ставим вилку на байк и едем жечь.
Это для нормальных людей.
Технодрочерам, к коим отношусь я, просто так не интересно.
Тот демпфер FFD из самого начала - довольно унылое зрелище, во всех смыслах.
Некий человек с дружественного форума, любезно предоставил мне демпфер ABS+, походу от минуты.
Сравнив их, меня сначала одолела печаль, но потом технодрочер проснулся внутри, и придумал коварный план, как его, этот демпфер можно воткнуть в моего шермана....
Замеры моего демпфера показали отличные показатели от демпфера ABS+, различались:
- крышки, как диаметр, так и шаг резьбы,
- поршни - диаметры;
Причём всё отличалось в очень выгодную сторону - тоесть в большую, следовательно, если у минуты и шермана одинаковый внешний диаметр ног, то внутренний разный, значит у шермана ноги толще, значит прочнее, хотя немного тяжелее. Я за умеренный лайт, не во вред прочности
Разобрав демпфер - видим его довольно простое устройство.
Замеры верхней крышки.
Замеры поршня.
Последние прикидки.......
ииииии.....пошла -поехала!
Отсюда уже никуда не денешься
Как сказал один великий - надо отсечь всё лишнее. Сказано - сделано)
Далее извращаемся над родной пробкой.
Извиняюсь за отсутствие промежуточных фото - в мастерской очень холодно, а делалось это всё с часа до 3-х ночи, и фоткал уже готовые результаты, думаю размеры здесь не важны, любой токарь самого малого разряда повторит при надобности данную работу.
Встало как родное.
Инструмент я думаю понятен для чего - надо загнать штифты.
Штифты загнаны, все детали дополнительно посажены на особо цепкий синтетический клей - клеит всё-ко-всему)
Пора поршня - надо уменьшить диаметр до размеров старого FFD.
Можно собирать.
Готово)
Добавлено:
Заправляем демпфер нужным количеством масла, и о чудо на шермане появилась новенькая красная крутилка, как на новых стрито-дёртовых маниту циркус, правда она там не красная. Ну чтож старик, мы ещё дадим жару этому молодняку)))
пс. Только попробуйте не назовите его кастомным шерманом)
ппс. Также подумываю заморочиться с воздушной пружиной, или инсталлировать от РШ, или сделать самому.
а почему вилка развернута? я что-то пропустил?? (с)
На сайте с 05.01.2008 Репутация: 727
Сообщений 3246 Пол: Мужской(30)
Город: Владивосток, П-Камчатский, Хабаровск.
Стиль: MTB:Street Байк: Чёрный рынок 24
27 янв 2011 в 19:20
KOss814 писал(а): 1. Выворачиваем крепление 2-го штока(отскока) шестигранником на 8.
Обратите внимание! Там нужно именно вкручивать внутрь штанов. т.к. резьба на штоке, а не на отдельном болте.
Ну прикольно, интересно будет почитать про Воздушную пружину если сделает.
На сайте с 13.04.2009 Репутация: 81
Сообщений 179 Пол: Мужской(28)
Город: Киев
Стиль: MTB:DirtJumping Байк: Majesty
27 янв 2011 в 21:36
Ну что тут сказать
KOss814 писал(а): Технодрочер
одним словом. В хорошем смысле этого слова
Теперь ясно, почему тебя интересовали крутилки )))
Честно скажу, меня возня с железками зачастую приводит в уныние. Поэтому интересно наблюдать людей, которым не только не впадло самим этим заниматся, но которые ещё и получают от этого удовольствие
Статья интересная, доступная и понятная даже мне
На сайте с 07.09.2009 Репутация: 62
Сообщений 394 Пол: Мужской(32)
Город: Павловский Посад
Стиль: Trial Байк: Specialized P.3 2005 + Stark Trial Team
27 янв 2011 в 22:07
True Hero писал(а):
Теперь ясно, почему тебя интересовали крутилки )
Как сказал однажды Буш - люблю крутилки(с).
Впринципе их отсутствие, ну кроме отскока естественно, не так и важно, но с ними повеселее, работой вилки можно управлять, и подстраивать её под определённую нужду
Нет крутилок - приделаю!
А вот человек ставил на 2-х коронного шермана воздух от Рекона
Кстати, по настройке ABS+, уже успел поковырять его бесчётное количество раз, на фотке изображена крышка, где нарисован замок в крайнем левом положении, лично мне полная блокировка вилки не нужна, так что поковырявшись во внутренностях этой занимательной херулинки, я сделал так, чтобы при положении "закрыто" он не перекрывал ток масла полностью, но тормозил его, а при положении открыто - масло проходит практически без сопротивления - принцип работы как у RS флудгейта.
Кстати, также данная настройка работы картриджа коснулась его, картриджа, из-за того, что геометрия короны шермана отличается от короны минуты - всмысле того, что крутилка не имеет возможности провернуться на полный рабочий ход - 120 градусов, и не работают крайние положения.
пс. Ну вот, додрыгался - умер о-ринг на поршне, разодрал его....придётся подбирать аналог(
Продолжим вакханалию:twisted:
Как я уже писал - возникла проблема с о-рингом на поршне - выяснилось из-за чего, не соответствовал его типоразмер. Да, эта проблема легко решаема с помощью фирмы "Валькар", но ехать туда из-за 3-4 колец из ПП мне лень.
Зайдя в магазин сантехники, предварительно захватив с собой поршень, нашёл кольца, подходящего диаметра, но не подходящие по сечению - слишком большие, спросив у продавщицы - "это маслостойкая резина?" - получил в ответ неубедительное пожатие плечами, взяв 5 колец за 5 рублей (1 кольцо - 1 рубль) приехал домой, и устроил тест/
В левой крышке - Esso для штанов,
в средней - Dexron,
в правой - Motul Fork Oil 5W.
Уехав по делам вернулся через 11 часов, и о чудо, кольца оказались из маслостойкой резины, они не начали ползти, не изменились в размерах8-)
Вот такие дела случались из-за попытки установки неподходящих по диаметру колец в ногу - их раздирало об резьбу.
Натянув новые колечки на поршень - видно как оно выступает, и видно на сколько, относительно диаметра поршня.
Диаметр посадочного места кольца = 24мм, следовательно надо уменьшить диаметр до 22мм.
Приготовились....
.... и уменьшили)
Собираем, всё казалось бы пучком, но в ходе всех этих собираний-разбираний, я упустил один момент - то, что при сборке клапана и установке верхней крышки с крутилкой, необходимо совмещать 6гранник крутилки и 6гранник иглы.... я не совместил, и у меня выжало эту крутилку:facepalm:
К слову зафиксировано это всё достаточно убого, тоесть:
- вставлена крутилка,
- положена шайба,
- вставлено стопорное кольцо,
- всё это завальцовано,
У меня соответственно выдавило вальцовку, и при попытках установки обратно - толком не держалось.
Крутилка представляет вот такую хреновинку с сальником.
Красная крутилка одевается на 6гранную и садится с зазором в 2 мм, тоесть у нас имеется 2 миллиметра свободного пространства для творчества.
Фантазия через мозг и руку высрала вот что)
С помощью керна, молотка, свёрел на 4 и 8, делаем в пластине оцинковки толщиной 1 мм отверстия согласно схеме.
При обработке металла с помощью металлорежущего инструмента используем защиту глаз
Получилось вот что, за красотой не гнался вообще, главное функционал, здесь он на высоте, тем более-то за 5 минут изготовления)
Берём метчик на 4мм и 2 винтика М4
Нарезаем резьбу в 2-х диаметральных отверстиях
С помощью вот такого инструмента срезаем остатки старой вальцовки
Кидаем обратно шайбу
Ставим фиксатор
Вкручиваем винты
С помощью одного из самых любимых моих инструментов срезаем шляпки винтов, предварительно одев защиту глаз8-)
Доводим точно с помощью маленького треугольного напильника.
Готово. Идём устанавливать, обращу внимание на правильную сборку, чтобы не получилось такой же ситуации как у меня.
1. Закручиваем крышку ~ на 3-4 мм по резьбе,
2. Проворачиваем 6гранную крутилку и смотрим на отверстие в стержне, если оно не шевелится - то крутилка не вошла в зацепление, значит надо немного подвернуть, но осторожно!
3. После того как зашло в зацепление, при попытк провернуть - отверстие исчезает из поля видимости.
Сборка завершена. Тут надо также разьяснить небольшую особенность сборки - гайка фиксирующая поршень снизу должна затягиваться с определённым усилием, ибо если перетянуть - то шайбы над поршнем прогибаются и весь толк клапана пропадает - масло начинает безпрепятственно проходить через поршень.
Чтобы определить необходимое усилие - сначала наносим на резьбу тридлокер - синий фиксатор, затем подгоняем гайку к пластиковой шайбе и слега подтягиваем - при полностью закрытой игле, обхватив губами резиновое кольцо на поршне и дунув в него - воздух должен проходить как можно меньше, если подтянуть сильнее - то шайбы прожмутся и воздух будет проходить свободно, надо найти положение при максимальном усилии, но с плотно прижатыми шайбами, вот
Поскребши по сусекам и пошарившись по амбарам нашёл немного вот такого масла.
Чтобы определить необходимый уровень, [нужно измерить высоту демпфера от плоскости разьёма до низа первого поплавка - 104 мм] - epicfail, согласно схеме размещённой на офсайте - шток демпфера должен быть утоплен аж на 3/4 своей длины.
Ставим, закручиваем.
Устанавливаем крутилку, фиксаторные шарики и пружинки я ставить не стал, из-за моих внедрений она довольно туго вращается, и самовольно теперь не будет проворачиваться, но зато теперь я приобрёл возможность очень точной регулировки демпфирования, а не позиционной как раньше)
пс. Следующим апгрейдом будет установка воздушной пружины по типу "двойной вдув", ДаркВит утверждал, что в его трэвисе ноги изнутри имели продольные риски, я специально вынув пружину удостоверился в идеальной поверхности ног изнутри, состояние аналогично внешнему, также ещё один человек, который отписал в моей теме на кочке, переделывал на воздух 2-х коронный шерман, у него тоже состояние ног изнутри идеальное......я думаю, что ДаркВиту попался либо брак, либо случайность на грани фантастики, либо это отличительная черта трэвисов.
ппс. Обратите внимание на предпоследней фотке 4 трупика подопытных колец из пяти:mrgreen:
а почему вилка развернута? я что-то пропустил?? (с)
На сайте с 07.09.2009 Репутация: 62
Сообщений 394 Пол: Мужской(32)
Город: Павловский Посад
Стиль: Trial Байк: Specialized P.3 2005 + Stark Trial Team
25 фев 2011 в 00:15
Да, спасибо)
Чертежи "двойного вдува" уже давным-давно готовы, отданы токарю, но там завал, а я жду зарплату, чтобы работу оплатить
По расчётам вилка будет весить около 2.3 кг, ну и соответсвенно все бонусы воздушной пружины - регулировка хода, плюшевость, и просто пафоспоинты
а почему вилка развернута? я что-то пропустил?? (с)