Давно интересовала тема звёзд для систем 1x9, с которых не спадает цепь. Т.к. постоянно сталкивался с проблемой спадания цепи при езде по ступенькам, бордюрам и небольших дропах. Передний переключатель, хоть и удерживает цепь, но не даёт стопроцентной гарантии. Когда катался в более экстримальном стиле- пробовал несколько разных успоков, всё бы хорошо, если бы не одно но. Ролик постоянно пачкается, засоряется, начинает хрустеть и забивать цепь лишней грязью. Да ещё и создаёт лишнее трение и сопротивление педалированию. В DHi это не играет роли, т.к. крутить педали не нужно, а вот при езде по городу это довольно таки существенно. Вообщем меня эта тема заинтересовала и я начал изучать в чём же смысл столь хвалёных звёзд.
Как выяснилось- разработка это не новая. Патент на неё выдан в далёком 1979 году, в Великобритании. Странно что понадобилось аж целых 30 лет пока разработка дошла до вело индустрии. В данный момент уже несколько фирм начали выпускать такие звёзды, но почему-то у них всех нет единого стандарта формы зуба. Больше всех эту тему исследовал SRAM. И выпустил целую линейку своих компонентов под названием XX1. Но я небольшой приверженец ТОПовых брендов, с их фанатичным восприятием людьми и неимоверными переплатами. Поэтому SRAM не рассматривался по умолчанию. Визуально понравилась звезда RACE FACE. Но присмотревшись увидел что они сделали только переменную толщину зуба, а профиль остался прежним. Этот вариант тоже сразу отпал. Варианты других фирм внешне не приглянулись. В результате так ничего и не нашел, и прекратил поиск. Параллельно хотел заказать себе карбоновый хомут для подсидела. И на сайте Garbaruk увидел что они тоже выпустили свою звезду такого типа, только назвали её RetainingChainring. Если не знать, то и не найдёшь… До этого заказывал у них карбоновый усиленный подсидел, по индивидуальном параметрам, и карбоновый руль. Боялся что с моим нескромным весом обычный может не выдержать, но опасения оказались напрасными, и их компоненты до сих пор не поводят. Недолго думая связался с ними и заказал 32ю звезду и карбоновый хомутик:) Оплатил- выслали в этот же день. Выглядит звезда довольно таки симпатично, в классическом стиле, с чёрной анодировкой и блестящими зубами. Вес 37 грамм, как и было заявлено.
Пообщавшись с Валерием Гарбаруком- выяснилось, что принцип работы таких звёзд не столь сложен как может казаться. Основная фишка это переменная ширина зуба. Звенья МТВ цепи имеют разую ширину (см. схемку ниже). А обычные MTB звёзды имеют одинаковую ширину всех зубьев. Когда цепь входит в зацепление узким звеном- она хорошо удерживается и не может свободно ходить в стороны, а когда широким- зазор получается слишком большой и на неровностях цепь свободно гуляет. И если крутануть педали в такой момент- цепь наверняка слетит.
Вторая фишка это увеличенная высота зуба, и если можно так выразиться, более тупой профиль, чем у обычных звёзд. Из-за этого ролики цепи удерживаются зубами более плотно.
Для сравнения сделал пару фото того что было под рукой. Обычная звезда Shimano на 40 зубов, звезда на 32 зуба от FSA, и звезда Garbaruk RetainingChainring (RC) . Для интереса сделал замеры толщины зубьев.
Опыт эксплуатации:
Поездив на ней больше недели могу сказать что звездой однозначно доволен. Сначала относился к ней скептически, осторожничал. Однако опасения не оправдались. Что, ко всему прочему, приятно порадовало- крутится она как будто бы мягче, чем обычная звезда, видимо из-за меньших зазоров. Меньше чувствуется вибрация ногами. И шум от цепи заметно ниже. Теперь самая шумная часть велика это ролики перекидки и покрышки :) И такое ощущение, что цепь стала как будто более прирученная:) На неровностях она постоянно телепалась и звенела об рамки переднего переключателя. А теперь стала вести себя более «сдержанно», колебаться заметно меньше.
Скажу что поставить её правильно у меня получилось не сразу :) Т.к. долго не катавшись на одной звезде спереди забыл на какую сторону паука её ставить. Поэтому на фото она не с той стороны. Переставив её на другую сторону- чейнлайн всё равно получился неправильным. Валерий, собственно и предупреждал об этом. Непонятно по каким причинам стандартный чейнлайн у современных велосипедов находится на уровне 7 звезды. И если ставить переднюю звёздочку без проставок- получается большой перекос на 1й звезде,- существенно увеличивается шум и износ звезды. И прикрутив звезду непосредственно к пауку- на 1й и 2й звезде цепь, при большом перекосе, достаточно сильно хрустела, из-за того что переменные зубья стремятся постоянно держать её прямо.
Установив её на уровне 4-5й звезды при помощи проставок- проблема решилась. После этого специально ездил на ней по ступенькам, по брущатке, по парковым тропинкам с корнями, даже иногда пробовал слегка крутануть педали назад когда ехал по кочкам, но скинуть её так и не удалось) Уверен что ко всему прочему, важную роль тут ещё играет задний переклюк, его сила натяжки и способность сопротивляться раскачиванию (технология shadow+ у shimano и его аналоги). В целом могу сказать уверенно что звездой очень доволен. Ставить обратно мультиспид желания нет точно. Разве что, в ближайшее время разживусь новой кассетой и цепью. Как она себя покажет в DHi и фрирайде сказать не могу, но стиля езды, подобного моему: городское катание, в том числе езда и прыжки со ступенек, бордюров, катание по лесным и парковым тропинкам с неровностями- это отличный вариант.
P.S. Сняв с байка систему мультиспида (3 стальные звезды Shimano, перекидку, манетку, рубашку) скинул ни много ни мало 416 грамм.
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 55
Сообщений 606 Пол: Мужской(33)
Город: Санкт-Петербург
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Shooter 2 (2015)
21 авг 2013 в 00:47
chemical писал(а): как бы намекает что это создатель собственно владелец фирмы изготовителя.
Это не значит что он эксперт по вопросам веложелеза. Как владелец фирмы он может говорить всё что угодно, емуж надо про товар рассказывать.
PS: гугль толком не даёт инфы про него, кто он и что он. Судя по всему знаком только на Украине.
можно подробнее что не стыкуется?
Я написал в том посте непонятные моменты. Вот первая же фраза "Передний переключатель, хоть и удерживает цепь, но не даёт стопроцентной гарантии." - этот перл не может выдать гуру веложелеза, передний переклюк переключает передачи, а не удерживает цепь.
Ну и какбы вывод из статьи "цепь слетает по причине зазора зуба в звене". Так получается?
ИМХО как я уже сказал, очередная новая чуда деталь, борется с проблемами которых нет. Вернее проблема есть, но она решается не формой зубьев.
На сайте с 04.11.2009 Репутация: 282
Сообщений 1395 Пол: Мужской(36)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: commencal meta am
21 авг 2013 в 01:00
Pavel_K, сколько катал с мультиспидом впереди - цепь особо неслетала, только если совсем система раздолбана была. По поводу производителя - я тоже о нем не слышал, но автор до этого пользовался его услугами, + Kristi так же подтверждает данную информацию. Вполне логично что данная фирма, как и ее основатель - известны в своих кругах. Ну и вполне понятно, что ваши факты обоснованы, а топовые компоненты срама (XX1) - полное говно и чушь Ссылка (SRAM claims no guide is needed and our initial test ride seems to support that)
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 338
Сообщений 3060 Пол: Мужской(42)
Город: Бровары
Стиль: MTB:Park
21 авг 2013 в 01:12
Не возьмусь утверждать,но оч похоже на гребаную вирусную рекламу, завуалтрованую под секретные научные разработки NASA,с "невероятными" открытиями и секретными разработками 3го рейха. Но это имхо.Так же непонятна совершаенно логика в последней фразе про скинул вес убрав 3 звезды и оставив сс.Я всегда считал что скидываешь ты вес,когда 3 звезды меняешь на три звезды но выше классом,легче там и т д.Или руль с алю на карбон.А по этой логике-я отпилил пол рамы,скинул 2 кг. Сброс веса ЧЕСТНЫЙ идет ,когда остаешься в одном профильном направлении,но компоненты легче и выше классом.А так катал на стритец танке,перешел на шоссер,скинул 20 кг.Эт чисто в качестве придирки к переднему переклюку, держащему цепь.
а картинки,анализы и тесты,имхо присыпка к рекламке).Может ошибаюсь.Главный вывод по тесту звезды, что брал и отрпавили в тот же день))
На сайте с 04.11.2009 Репутация: 282
Сообщений 1395 Пол: Мужской(36)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: commencal meta am
21 авг 2013 в 01:16
Yuretz81, если (или когда) технология покажет себя отлично на каких нибудь ФР-ДХ соревнованиях (имеется ввиду система срама ХХ1 и соревнования мирового уровня) - уверен могих обрадует возможность скинуть 250-500 грн сняв успок. Честная-не честная, что за бред? расскажи это триальщикам, которые обода и рули сверлят для уменьшения веса
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 338
Сообщений 3060 Пол: Мужской(42)
Город: Бровары
Стиль: MTB:Park
21 авг 2013 в 01:19
chemical, да ради бога.ты не понял к чему я вел.Рассказ о технологии тут не мажорная нота.И давай не будем про Бред и не бред,ок....Человек принципиально байк поменял.Спасибо.
На сайте с 04.11.2009 Репутация: 282
Сообщений 1395 Пол: Мужской(36)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: commencal meta am
21 авг 2013 в 01:23
Yuretz81, ну так в том то и дело что рассказ о технологии, которая уже применяется и ккоторая, как доказано, работает. Что не так? ну убрал человек лишние звезды впереди, тем самым скинул вес - многие так делают если им не нужны впереди звезды. это не меняет байк кардинально. кардинально его меняет новая рама
На сайте с 15.07.2010 Репутация: 96
Сообщений 228 Пол: Мужской(30)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: 29er
21 авг 2013 в 10:04
Yuretz81, я не являюсь автором статьи, поэтому ответить на твои вопросы не могу. По поводу разработок NASA. Для кого-то эта конструкция кажется очевидно понятной, а кто то слышит об этом впервые, и ему будет интересно почитать, разобраться. Так что судить Только по себе- я думаю это не разумно
Для тех кому интересно что за фирма- на их сайте есть пост под названием О НАС
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 55
Сообщений 606 Пол: Мужской(33)
Город: Санкт-Петербург
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Shooter 2 (2015)
21 авг 2013 в 18:47
chemical писал(а): Что не так?
Давай так, ответь для начала на вопрос - "Что является причиной слетания цепи?".
Судя по статье причина - зазор в элементе звено-зуб. Это я не придумал, это я прочитал статью, проанализировал и сделал такой вывод. Ну и логично автор после такого вывода предложил новую конструкцию звезды, которая этот недостаток убирает. Вроде логично....
Так что не так? Не так то, что "зазор в элементе звено-зуб" не является причиной слетания цепи. Причина это совокупность тряски и перекоса цепи (перекос на передачах у МС). Эту проблему решает грамотный натяг цепи и успок в сочетании с оптимальной и продуманой системой МС.
На сайте с 04.11.2009 Репутация: 282
Сообщений 1395 Пол: Мужской(36)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: commencal meta am
21 авг 2013 в 18:57
Pavel_K, вот ты пишешь что читал статью, да не дочитал наверное) во-первых - это не автор придумал сию технологию. Во-вторых - научно и опытным путем срам доказал что используя такую технологию без успока - цепь таки не слетает.
На сайте с 31.12.2006 Репутация: 91
Сообщений 986 Пол: Мужской(32)
Город: Rо100V-на-Dону
Стиль: MTB:Street Байк: O1 Spark 26'
21 авг 2013 в 19:09
Есть несколько знакомых, которые юзают срам ХХ1 без успока. Цепь не слетает, они довольны, но тут дело не только в хитрой звезде, задний переклюк ХХ1 очень хорошо натягивает цепь и от тряски почти не смещается.
На сайте с 24.05.2011 Репутация: 178
Сообщений 2331 Пол: Мужской(17)
Город: Hamburg
Стиль: MTB:Downhill Байк: Winora flitzer/trek slash 9.8
21 авг 2013 в 23:06
Leva Rodriguez писал(а):
по тому что ..... как то я сомневаюсь что на диком раскалбасе при работе подвески цепь таки не спадет.... а коли такое дело то стоит ли экономия 250-500 грамм веса разбитых орехов... даже если есть вероятность спадания цепи в 1 процент и даже если вероятность будет 0,1 процент я все равно перестрахуюсь ибо.... все диковинки типа 29 колес 650с и XX1 это тупое выкачивание денег.... ой, смотрите, мы сделали 29 колеса, теперь ваш лайтовый велосипед будет весить больше, но ехать лучше....покупайте... о, вы купили, теперь чтоб облегчить ваш тяжелый велосипед покупайте по чаще алюминиевые звезды за туеву хучу денег.... ой и цепь тоже не забудьте...ой, а вы не купили переднюю звезду??? ну вы и лузер... а теперь когда вы все это купили, купите еще и втулку, потому что на вашу старую втулку не подходит куча нашей параши....... ну вот теперь, когда купили втулку у нас к вам новое предложение, новые колеса 650с они с меньшей длинной спиц которые делают ваше резиновое колесо более жестким... для лучшей управляемости.... и сразу мысль, а мне кажется, или все таки меня хотят нае6@ть???? у меня же вот год назад были меньше колеса, а вы убеждали меня что больше колесо это лучше, а теперь говорите наоборот...
(просто на пинке недавно увидел такую вот рекламу джаинта... и по моему производители о*уели) и теперь вот у нас есть куча не понятных запчастей , покрышек, и ни одно к другому не хочет подходить и со всех сторон кричат что все лучшее то, чего у нас нету...
и тогда я беру, продаю все, и покупаю дхшный байк и срать я хотел на все ваши новые лайтовые запчасти.. я уверен на все 100% в своем байке мне насрать что весит он 19 кг и боксер это прелесть и пружинный аморт DHX
ДА только хардкор , и я уверен что не будет ни одного момента когда от моего байка отвалится какая то херятина маде ин чина фор гарбарук....
Я бы стал чемпионом мира по ДХ,
но мне мешают силы природы
Гравитация и возможность обосраться...