На сайте с 10.01.2012 Репутация: 154
Сообщений 1412 Пол: Мужской(27)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Freeride Байк: Norco Six + DHX 3.0 + Mz55r
28 мая 2013 в 23:43
Тема будет дополняться, выслушаю ваши замечания и конструктивную критику На создание статьи решился после темы от ASmith-а про дерт. Опять же:
ASmith писал(а): Данная статья рассчитана для самых начинающих, которые даже понятия не имеют, что такое экстремальный велосипед и я знаю, что для большинства все это будет логичным, давно известным и понятным фактом, но я уверен, что многие начинающие экстрималы, смогут многое узнать из неё.
В статье речь пойдет о современном понятии фрирайда, которое несколько отличается от того, что было около 7-10лет назад.
Итак начнем!
Слово "фрирайд" происходит от английского Freeride(Free - свободный, Ride - езда, катание).
Фрирайд - это стиль катания на байке подразумевающий прохождение траэкторий(отдельных препятствий) созданных искусственно или же природных, без учета времени(за исключением Эндуро). Фрирайд включает в себя такие дисциплины как: All-mountain, Enduro, Slopestyle, Northshore.
Немного философии. Фрирайд изначально отличался от даунхилла и других дисциплин своей революционностью.
Может чиксам 90х и нравились бритые накаченный ноги, но настоящие суровые парани всегда видели в этом элемент гомосятены. Да, им было весело, но веселье это основывалось на низком уровне пдоготовки, и для участия в соревнованиях на приличном уровне не нужно было становится адским про с кучей тренеров и доктором.
То есть фрирайд был основан людьми отказавшимися от соревнований на время, которые просто катались в свое удовольствие. Естественно в то время не было оборудованных байк парков: хочешь катнуть - строй и катай. Или не строй, а катай по целине. По большому счету первыми фрирайдерами стали обычные ребята с забитым чувством самосохранения. То есть девизом пионеров фрирайда стало "Выше и больше". Одним из самых ярких примеров современного фрирайда являются соревнования Red Bull Rampage
1.Трассы.
Ключевыми элементами искусственных траэкторий являются высокие дропы(до 10м), прямые кикеры с приземлением, столы, радиусные кикеры и контруклоны. Все эти элементы отличаются своими размерами.
[+] Фото элементов трасс.
Дроп
Прямой кикер:
Радиусный кикер:
North shore:
Контруклон
На фото приведены деревянные и металлические фигуры, также фигуры могут быть выполнены из земли, бревен, камней и т.д.
Также существует такой стиль как Urban Freeride. В нем преобладают дропы с парапетов на плоскость, на ступеньки, прыжки между лестничными пролетами. 2.Трюки во фрирайде.
Классический фрирайд как правило не пестрит огромным количеством трюков т.к. основная прелесть фрирайда в прыжках с огромной высоты и на большие расстояния. Но тем не менее определенный список трюков во фрирайде имеется.
[+] Трюки во фрирайде.
Suicide No-Hander - хлопок в ладоши за спиной в полете. No-Foot - в полете убрать ноги с педалей. Superman - в полете убрать ноги с педалей и выпрямить их назад. Can-Can - перебросить одну ногу через раму впереди себя. No-Foot Can-Can - перебросить одну ногу через раму впереди себя, вторую ногу убрать с педали. Backflip - сальто назад. 360 - оборот на 360 градусов в полете. Kickout
Whip
3.Байк для фрирайда.
Классический байк для фрирайда представляет собой длинноходный(200мм+) двухподвес. Рамы для фрирайда обычно высокие и короткие, в отличие от даунхилльных рам, которые более низкие и длинные.
Рамы для фрирайда как правило выполнены из алюминия и имеют гидроформированные баттированные трубы большого диаметра.
Вилка для фрирайда может быть как двухкоронной так и однокоронной, ходом от 160мм
[+] Примеры вилок для фрирайда.
Marzocchi 66 - однокоронная вилка.
Marzocchi 888 - двухкоронная вилка
В силу агрессивного характера стиля, вилки как правило ставятся наиболее крепкие и неприхотливые. Именно поэтому в примерах приведены вилки Марзоччи.
Колеса фрирайдного байка имеют широкие прочные двустеночные обода 26" или 24", широкие покрышки(2,35-3,0") с агрессивным протектором, втулки как правило на промподшипниках. 26" колеса дают больший накат в силу большей площади соприкосновения, а 24" более прочные и имеют лучшую динамику разгона. Также практикуется установка 26" переднего колеса и 24" заднего. В качестве примера обода для фрирайда могу представить обод МТХ 39, более тяжелый DoubleTrack и широченный мясной DoubleWide.
[+] Пример покрышек
Maxxis Minion
Halo Contra
Рули фрирайдных байков как правило с низким подъемом(1-2"), отличаются большой шириной(750+мм).
Фрирайдные байки оборудуются гидравлическими тормозами(исключительно дисковыми). Ротора ставятся большого диаметра(7-9") для лучшего торможения(т.к. больше плечо => больше момент тормозной силы).
Байки для фрирайда оборудованы переключателями скоростей. Обычно перекидки поставляются в трех вариантах: с короткой, средней и длинной лапкой. Предпочтительна установка перекидок с короткими лапками т.к. они лучше натягивают цепь и меньше вероятности их повредить
Также байки оборудуются рокрингами(кольца на шатуне со звездой, выполняющие защитную функцию), успокоителями цепи(предотвращают спадание цепи при приземлениях).
Байки для фрирайда достаточно тяжелые(18+кг), хотя сейчас встречаются байки весом около 13-14кг.
В целом байк выглядит примерно так:
3.1 Байк для АМ(Фрирайдный хардтейл)
Байк для АМ перенял основные черты фрирайдного байка за исключением задней подвески. Ход передней подвески не превышает 180мм и имеет минимум 130мм. На такие байки ставятся однокоронные вилки, хотя изредка ставят и двухкоронные.
Пример байка для АМ
3.2 Байк для Эндуро
Байк для эндуро - это как правило двухподвес, но хода подвески, в отличие от ФР байка, ограничиваются 160мм. Байки для эндуро имеют относительно легкий вес т.к. предназначены как для прыжков и спусков, так и для силового педалирования. Во всем остальном они переняли основные черты ФР байка.
Пример байка для эндуро
3.3 Байк для слоупстайла. Хоть слоупстайл и относится к фрирайду, но на деле он куда больше похож на дерт изобилием трюков и преобладающими радиусными кикерами на трассах. Естественно байк для слоупстайла соответствует стилю. Пример подвеса для слоупстайла
Пример хардтейла для слоупстайла:
4 Экипировка фрирайдера.
Экипировка райдера - важнейший пункт, от нее напрямую зависит безопасность райдера при прохождении трасс.
Голову райдера защищает шлем-фуллфейс. Он может быть выполнен из пластика либо же из композитных материалов. Внутри шлем наполняется специальной пеной. Такой шлем обезопасит голову и лицо райдера от повреждений. Глаза защищает специальная маска.
[+] Защита головы
Шея райдера защищается специальным приспособлением, которое ограничивает движение головы(без фуллфейса не работает)
Торс райдера защищает черепаха(в народе - бодик). Она защищает позвоночник, грудь, ребра и руки райдера.
Ноги райдера защищает колено-голень
Кисти рук защищаются перчатками
Также не стоит забывать о средствах пассивной защиты, установленных на байках, а именно: заглушки руля(баренды) и седло(да-да седло на таком байке не для того чтоб сидеть).
5. С чего начать?
Не стоит сходу рваться на целину. Для начала стоит познакомиться с местными райдерами, пообщаться и выслушать основные советы. Начинать прыгать нужно с небольших кочек и следить за тем, чтобы в воздухе вы находились ровно, не заваливаясь в лево или вправо - это основная причина уборок на начальном уровне. Учиться ровно вылетать, как ни странно, можно на земле. Тут вам поможет трекстенд.
Также крайне полезная и необходимая вещь - это памп трек. Он учит чувствовать байк и в полете, и на земле. Прелесть памп-трека в том, что его можно построить даже у себя во дворе - настолько мало он занимает места.
Также следует научится правильно тормозить. Существует миф, что тормозить нужно задним тормозом. На самом деле нет, в основном торможение происходит с помощью переднего тормоза т.к. передний тормоз поглощает 80% энергии из-за того, что переднее колесо имеет большее сцепление с трассой нежели заднее. Задний же тормоз больше используется для корректировки положения байка и направления его движения
В плане байка, начинать, я считаю, лучше с хардтейла т.к. на нем проще развить необходимые навыки и приемы.
6. Представители дисциплины.
Одним из самых ярких фрирайдеров является, несомненно, Джошуа Бендер. Он занимался дроппингом и максимальная высота, которая ему покорилась - 21м.
Современные фрирайдеры выделяются своей "всеядностью". К примеру Брэндон Семенюк, помимо фрирайда, очень удачно выступает в таких дисциплинах как дерт, слоупстайл, бмх и даже авторалли. Тоже могу сказать про таких райдеров как: Сэм Пилгрим, Мартин Содерстром, Эндрю Лакондегай и другие.
Вобщем удачи, дерзайте!
За помощь по доработке статьи спасибо: skinhead.v.7.0, ASmith, MEN, Mixail, chika, ODISSEY
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 338
Сообщений 3060 Пол: Мужской(42)
Город: Бровары
Стиль: MTB:Park
28 мая 2013 в 23:48
Молодец). Я бы наверное добавил ФИЛОСОФИИ ФРИРАЙДА. Когда ты, байк и весь мир..... Ну вы в курсе)). Больше общих понятий, про неподготовленные некатанные трассы, про импровизацию и т д. Пару роликов. Можно также аналогии со сноубордом и т д. Допилить и отлично будет++
На сайте с 25.09.2011 Репутация: 32
Сообщений 410 Пол: Мужской(27)
Город: Минск
Стиль: MTB:DirtJumping Байк: Kross Spade+Rock Shox Argyle RCT 2013
28 мая 2013 в 23:56
Также как и в статье про дерт,много устаревшей/неверной информации.Но за старания респект конечно.Но хотя бы описания байков поправь,а то ты опоздал,лет так на 5.
На сайте с 12.12.2008 Репутация: 176
Сообщений 677 Пол: Мужской(35)
Город: алыберды
Стиль: Стритец Байк: Mongoose
29 мая 2013 в 00:16
есть еще урбан фрирайд! в городе, плоскачи пролетки и тд.... фрирайдный подвес не обизательно 200 хода, можно и от160 ти в се зависит от крепкости и мясистости рамы.
На сайте с 21.03.2010 Репутация: 378
Сообщений 3742 Пол: Мужской(32)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Enduro Байк: Specialized Stumpjumper EVO 13
29 мая 2013 в 00:27
Хе хе, супер =))) т.к. про фрирайд я знаю мало, бууд писать что бы например илчно мне было бы интересно узнать
1. историю, как зародился и с чего в все началось 2. в чем отличие же старого фрирайда от нового 3. всегда привлекали хромо подвесы, хотелось бы узнать по подробнее
т.к. пишешь для начинающих, больше описуй почему именно так или дял чеог то или иное нужно 4. Осбоенность рамы, есть ли различие между ФР и ДХ вообще мне кажется нужно везде проводить паралельную с ДХ, что бы разделить эти 2 стиля, если конечно разница в них значительна 5. Больоше напиши про вилки, тоже самое ... например в ДХ вроде как берут типа боксеров, что бы легекая воздушка, отробатывала чётко, а в ФР 888 что бы хрен что с ней сделалось 6. Раскрой тему с тормозами, с упором на качествево, зачем это и почему так важно. Ротора тоже не забудь. И как правильно тормозить (ну я вот зна ючто в ДХ типа тормозят в основном передним ... мало кто из новичков об тэом подозревает, а в ФР тоже так или нет?
Как основу, в шапку сататии про сам байк, добавить ссылку на типы подвесок или скопируй откуда, помоему это очень важно, я например до си хпор не сильно разбирюась в них.
На сайте с 12.12.2008 Репутация: 176
Сообщений 677 Пол: Мужской(35)
Город: алыберды
Стиль: Стритец Байк: Mongoose
29 мая 2013 в 00:29
и на счет начинания с хартейла тоже не соглашусь, техника дропания на подвесе и на хардтейле разная. кто переседает с харда на подвес переучиваются наново, и часто остается привычка харда ставить байк в свечку при приземе. часто изза этого бывают уборки. я бы сказал начинают с хартейла потомучто он дешевле, а у кого есть деньги можно начинать сразу с подвеса.
На сайте с 21.03.2010 Репутация: 378
Сообщений 3742 Пол: Мужской(32)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Enduro Байк: Specialized Stumpjumper EVO 13
29 мая 2013 в 00:30
SS rider писал(а): сезон вроде начался, а впечатление шо никто не катает, токо полемику розводите на форуме.
у меня воспаление суставов в коленях, лечусь ... ломку к кате вымещаю в писанине про неё =))) это как наркоан без дозы, который пишет про свойства и действия наркотиком, приэ том мысленно погружаясь во все это =)
На сайте с 25.09.2011 Репутация: 32
Сообщений 410 Пол: Мужской(27)
Город: Минск
Стиль: MTB:DirtJumping Байк: Kross Spade+Rock Shox Argyle RCT 2013
29 мая 2013 в 00:30
ну на 24 мало кто фр катает.Также редко кто катает фр в бодике.трюков намного больше.4х дешевый комплит в качестве примера хардтейла для слоупстайла плохо подходит.
На сайте с 21.03.2010 Репутация: 378
Сообщений 3742 Пол: Мужской(32)
Город: Харьков
Стиль: MTB:Enduro Байк: Specialized Stumpjumper EVO 13
29 мая 2013 в 00:31
skinhead.v.7.0 писал(а): и на счет начинания с хартейла тоже не соглашусь, техника дропания на подвесе и на хардтейле разная. кто переседает с харда на подвес переучиваются наново
я бы тогда поправил ыб просто это тем ,Что техника езды по бездорожью, на харде ты больше как-то болизываешь и пытаешся объеаеть, проехать и т.п. препядствия ,Чем на подвесе
На сайте с 30.04.2011 Репутация: 191
Сообщений 987 Пол: Мужской(30)
Город: Симферополь
Стиль: MTB:DirtJumping Байк: Ragley Mmmbop
29 мая 2013 в 00:41
Dead Knight, MTBr, не спорю есть и другие,но у Береклота в районе 2000г. был СУМАШЕДШИЙ УРОВЕНЬ! 360 в обе стороны,тейблы,тэйл-випы,инди-эйры где угодно:на дёрте,на дропе,хоть в ванной!!! и это в то время когда Бэндер и Бурдон просто фигачили большие дропы... ASmith, на харде ты набираешь технику и стабильность. объезжание препятствий зависит от прочности яиц
skinhead.v.7.0 писал(а): фрирайдный подвес не обизательно 200 хода