На сайте с 08.11.2009 Репутация: 327
Сообщений 437 Пол: Мужской(41)
Город: івано-франківськ
Стиль: MTB:Enduro
25 дек 2010 в 23:31
источник [ Ссылка ]
Настройка амортизаторов велосипеда.
Большинство Байкеров боится экспериментировать с настройками амортизационных вилок или амортизаторов. Еще-бы, обилие различных крутилок и клапанов на современных системах подвески, зачастую доводит до истерики. Посмотрите на изображение одного из простых задних амортизаторов FOX DHX Air - в разрезе:
Эти телескопические лабиринты клапанов приведут большинство людей к вполне оправданному решению - больше никогда этого не видеть и нечего не трогать!
Собственно, откуда берется страх самостоятельной настройки? Ответ прост. Если не можешь вернуть все “как было”- то лучше не трогай. А через пару минут настроек неподготовленный к этому человек, уже ни за что несможет вернуть все колесики и клапаны в исходное положение.
Это краткое руководство содержит базовые, подходящие для большинства условий, настройки для самых распространенных сегодня вилок. Это позволит вам сделать памятку с настройками и, в последствии, свободно экспериментировать с настройкой подвески, не переживая о том, как потом все вернуть обратно. Перечень настроек любезно был предоставлен магазином-мастерской GarageWorks - [ Ссылка ] , для Журнала Mountain-Bike Action.
Перед тем, как мы обратимся к заводским настройкам разных подвесок, я расскажу немного о принципах настройки подвески под конкретный тип езды и под конкретный вес райдера.
Настройка подвески
1) Давление в покрышках
Начинать следует, прежде всего, с давления в покрышках. Слабо-накачанные покрышки будут отрабатывать мелкие неровности вместо подвески, но заметно снизится “накат” покрышек, а также вырастет риск пробивания колеса об острые грани. Сильно накачанные покрышки увеличат скорость, но все удары будут сразу передаваться на обработку подвеске.
2) Жесткость пружины / давление в воздушной пружине, SAG
Теперь можно определить необходимую нам жесткость пружины. Не бойтесь, вам не придется бегать по магазинам в поиске других пружин. Речь пойдет о том, как правильно дать предварительную нагрузку на пружину, с целью добиться нужной жесткости и параметра SAG. Для измерения параметра SAG нам понадобится пластиковый, строительный хомутик, или резинка.
- плотно Затяните хомутик вокруг штока амортизатора или вилки в начале хода.
- сядьте на велосипед и спокойно проедьте пару метров.
- слезьте с велосипеда и посмотрите на сколько сдвинулся хомут. Расстояние от начала хода, до хомута - и есть ваш текущий SAG.
Разумеется, этот параметр зависит от вашего веса, поэтому регулировка для каждого индивидуальна.
Для разных дисциплин рекомендуются следующие значения SAG:
Кросс-кантри: 5-15% от хода
Трейл, эндуро: 15-20% от хода
Фрирайд: 30-40% от хода
Даунхилл: 20-30% от хода
3) Отскок
Отскок, пожалуй один из наиболее важных параметров подвески, и требует индивидуальной настройки под конкретные условия езды.
Посмотрите на то, как раскачивается на подвеске старый автомобиль, съезжая с поребрика. Нам этого не надо, вы же не хотите, чтобы позле приземления, подвеска вернула вам удар обратно по одному месту?
Чтобы правильно настроить отскок - выкрутите его в самое быстрое положение и просто съедьте с небольшого поребрика. Ваша задача замедлить отскок на столько, чтобы после срабатывания, подвеска сразу же возвращалась в исходное положение (SAG) В течении одного качка подвески, не больше!
4) Низко-скоростной отскок
Для более эффективной работы в резких поворотах и контр-уклонах - настраивайте параметр низко-скоростного отскока. Это позволит подвеске более эффективно вжаться в поворот, обеспечивая вам максимальное сцепление с покрытием.
5) Низко-скоростное сжатие
Низко-скоростное сжатие, Pro-pedal, Damping control, pedaling platform - это все один и тот же параметр у разных производителей. Эту настройку следует использовать для выгодной рабоы подвески на резких поворотах, контр-уклонах, съезжании с лестницы… Иными словами, в тех случаях, когда после первого срабатывания подвески вам будет нужен еще некоторый запас хода. При включенном режиме низкоскоростного сжатия, как правило, изменяется SAG в меньшую сторону.
Раскачка при педалировании - это еще одна головная боль низко-скоростной подвески. При педалировании подвеска испытывает примерно те же нагрузки как и в случаях описаных выше. Задача настройки низко-скоростного сжатия - сделать минимальным раскачку при педалировании, сохраняя реакцию подвески на неровности дороги.
6) Высоко-скоростная компрессия
настройка Высоко-скоростной компрессии - вынужденная необходимость для серьезных условий работы подвески, как при фрирайде или даунхилле. Реакция подвески при наезжании на большой камень будет такой, что амортизатор плавно прожмется на весь возможный ход, чтобы по возможности не изменять положения седока, а потом вернется в исходное положение. Если же вы на огромной скорости наскочите на этот же камень - подвеска сразу пробьется до упора и выбросит вас из седла. В лучшем случае вы отдеаетесь синяками, а подвеска немедленным ТО. Что-бы этого не произошло и нужна настройка высоко-скоростной компрессии. При быстром сжатии динамика работы подвески изменится не давая ей прожаться до упора, но давая вам драгоценные секунды для того, чтобы удержаться в седле.
Применять настройку высоко-скоростного сжатия следует при прыжках, на скоростных каменистых участках и приземлениях.
В большинстве случаев, при катании по подготовленным трассам, лучше эту настройку выключать. Если же вы предполагаете серьезные нагрузки на подвеску - то ставьте настройку в среднее положение и корректируйте по мере надобности.
приведу цитату Steve Delacruz : “If you ride Whistler, you’ll need some high-speed compression. Josh Bender needs a lot, otherwise he’d just plow through his handlebars.” (вольный перевод: “если вы катаетесь в Вистлере - вам не понадобится сильно выкручивать высоко-скоростную компрессию. Задо Джош Бендер выкручивает ее полностью, а если ему ее на хватает - то он попросту ломает руль”)
7) Антипробой
На некоторых вилках встречается настройка антипробоя подвески. Это резерв жесткости в самом конце хода, не дающий подвеске сломаться при сильном ударе, доводящем подвеску “до упора”. Эту настройку лучше не ипользовать без надобности, т.к. она ограничивает работу подвески. Но предупрежден - значит вооружен, так что если у вас эта настройка есть - то не забывайте про нее когда это действительно необходимо.
Перед тем как приступить к перечню шпаргалок, рассмотрим основные сокращения и термины:
- SAG - самый важный параметр. Он означает проседание подвески под вашим весом без дополнительной нагрузки. Иначе-говоря, SAG - это расстояние, на которое должна уходить подвеска, под вашим весом.
- Flood-Gate - Скорость сжатия у RockShox
- Rebound - скорость отскока(возврата в исходное состояние) амортизатора после сжатия
- Compression - Скорость сжатия
- Low-Speed / High-speed - низко-скоростной / высоко-скоростной, применимо к настройкам отскока и сжатия у разных производителей.
- Open / Closed - открыто / Закрыто - Обычно так отмечают крайние положения на «крутилках», регулирующих скорость протекания масла в вилке / амортизаторе
- Beginning-stroke rebound - Скорость отскока в начале ода амортизатора
- Ending-stroke rebound - скорость отскока в конце хода амортизатора
- Air pressure - Давление воздуха в воздушных амортизаторах и вилках. Измеряется либо в Атмосферах (BAR), либо в Фунтах/кв.дюйм (PSI)
- PAR - Настройка сжатия и антипробоя на вилках Marzocchi
- Pro-Pedal - режим блокировки низко-скоростной компрессии, позволяющий минимизировать раскачку велосипеда при педалировании, при этом, сохраняя отработку резких ударов. Присутствует на некоторых амортизаторах FOX RACING
Заводские настройки ROCKSHOX
REBA
Стиль катания: Кросс-кантри, Трейл.
SAG: 20мм.
Low-speed rebound: Три четверти оборота от положения “Closed”
Floodgate: пол-оборота от положения “Closed”
Compression: “Open” - для всестороннего катания. “Closed” - для педалирования или подъема в горку.
PIKE
Стиль катания: Агрессивное кросс-кантри, Трейл.
Sag: 28мм.
Low-speed rebound: Три четверти оборота от положения “Closed”
Floodgate: пол-оборота от положения “Closed”
Compression: “Open” - для всестороннего катания. “Closed” - для педалирования или подъема в горку.
Air pressure: Смотрите табличку с подбором давления на штанах вилки.
Lyrik/Totem
Стиль катания: Фрирайд, Трейл.
Sag: Lyrik 32мм, Totem 54мм.
Low-speed rebound: 12 щелчков от макс. выкрученного положения “Open”
Low-speed compression: 4 щелчка от макс. выкрученного положения “Open”
High-speed compression: 4 щелчка от макс. выкрученного положения “Open”
Floodgate: Один полный оборот от положения “Open”
Air pressure: Смотрите табличку с подбором давления на штанах вилки.
Boxxer World Cup
Стиль катания: Даунхилл
Sag: 60мм.
Low-speed rebound: полтора оборота от закрытого положения “Closed”
Low-speed compression: 2 щелчка от макс. выкрученного положения “Open”
High-speed compression (gate knob): 2 полных оборота от макс. выкрученного положения “Open”
Air pressure: Смотрите табличку с подбором давления на штанах вилки.
Задний амортизатор VIVID
Стиль катания: Фрирайд, Даунхилл, Трейл
Sag: 25% от общего хода амортизатора
Beginning-stroke rebound: 10 щелчков от макс. выкрученного положения “Open”
Ending-stroke rebound: 4 щелчка от макс. выкрученного положения “Open”
Low-speed compression: 3 щелчка от макс. выкрученного положения “Open”
Заводские настройки MARZOCCHI
Автор: Tom Rogers.
CORSA
Стиль катания: кросс-кантри
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 12-20мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 10-15 щелчков от положения “Closed”
Compression: “ON” для блокировки (въезд в гору, педалирование), “OFF” для обычного катания.
TST micro: Выберите маленьким золотым колесиком первый режим после положения “Closed”
XC 700ATA, XC 600ATA
Стиль катания: Трейл
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 20-28мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 10-15 щелчков от положения “Closed”
Compression: “ON” для блокировки (въезд в гору, педалирование), “OFF” для обычного катания.
TST micro: Выберите маленьким золотым колесиком первый режим после положения “Closed”
55 ATA
Стиль катания: Фрирайд
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 28-40мм.
Compression: “ON” для блокировки (въезд в гору, педалирование), “OFF” для обычного катания.
TST micro: Выберите маленьким золотым колесиком первый режим после положения “Closed”
66 ATA RC3 fork
Стиль катания: Фрирайд, Даунхилл
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 28-40мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 10-15 щелчков от положения “Closed”
Compression: 2-5 щелчков от положения “Open”. (Воздушный клапан под регулировкой служит исключительно для стравливания воздуха)
888 RC2, 888 RC3
Стиль катания: Даунхилл
Sag: 28-40мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 15-20 щелчков от положения “Closed”
Compression: 2-5 щелчков от положения “Open”.
Заводские настройки MANITOU
Автор: John Otis.
Drake Super, R7 Super and Minute Super MRD(TPC)
Стиль катания: Трейл
Sag: 10-15% от хода вилки
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: 1-2 щелчка от положения “Open”
Drake Super, R7 Super and Minute Super MRD(ABS)
Стиль катания: Трейл
Sag: 10-15% от хода вилки
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: 1-2 щелчка от положения “Open”
Platform: 3-5 щелчков от положения “Open”
Dorado
Стиль катания: Даунхилл
Sag: 20-25% от хода вилки
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: 7 щелчков от положения “Open”
High-speed compression: 9 щелчков от положения “Open”
Nixon , Travis
Стиль катания: Даунхилл
Sag: 20-25% от хода вилки
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: полтора оборота от положения “Open”
Амортизаторы Radium, Swinger, S-type
Стиль катания: кросс-кантри, эндуро, трейл
Sag: 10-15% от хода
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: Примерно среднее положение
Амортизаторы Evolver, Revox
Стиль катания: Даунхилл
Sag: 10-15% от хода
Low-speed rebound: Примерно среднее положение
Low-speed compression: Примерно среднее положение
Заводские настройки FOX RACING
Автор: Mark Fitzsimmons
F120, F140 RLC
Назначение: кросс-кантри, трейл
Sag: 20-24мм.
Low-speed rebound: 5-7 щелчков от положения “closed”
Low-speed compression: 4 щелчка от положения “Closed”
Lockout blow-off threshold (Компрессия / блокировка): 8 щелчков от положения “Closed”
36 Float RC2
Назначение: трейл, фрирайд
Sag: 30мм.
Low-speed rebound: 7-8 щелчков от положения “closed”
Low-speed compression: 7 щелчков от положения “Closed”
High-speed compression: 7 щелчков от положения “Closed”
40 RC2 fork
назначение: фрирайд, даунхилл
Sag: 40-45мм.
Low-speed rebound: 6-8 щелчков от положения “closed”
Low-speed compression: 5 щелчков от положения “Closed”
High-speed compression: 5 щелчков от положения “Closed”
Амортизатор RP23
Назначение: кросс-кантри, эндуро, трейл
Sag: 25% от хода.
Low-speed rebound: 3 щелчка от положения “Closed”
ProPedal(Режим функции Pro-Pedal): Первый режим
ProPedal lever(Вкл/выкл Pro-Pedal): Положение “Open” (Pro-pedal выключен)
Амортизатор DHX Air
Назначение: Фрирайд, трейл, даунхилл
Sag: 25% от хода.
Low-speed rebound: 9-10 щелчков от положения “Closed”
Reservoir pressure(воздушный клапан расширительного бачка): 150 PSI
ProPedal: 7 щелчков от положения “Closed”
Bottom-out adjustment: полтора оборота от положения “Closed”
Заводские настройки MAGURA
Автор: Jude Monica.
Wotan
Назначение: Эндуро, трейл
Sag: 20-25% от хода.
Air pressure: 5BAR / 70PSI
Rebound: 5 щелчков от положения “Closed”
Albert Select dampening: Синяя крутилка включает режим частичной блокировки, золотая крутилка регулирует диапазон блокировки, на ваше усмотрение. По умолчанию Синяя крутилка “OFF”, золотая - выкручена по часовой стрелке до упора.
Menja
Назначение: Трейл, кросс-кантри
Sag: 20-25% от хода.
Air pressure: 5BAR / 70PSI
Rebound: 5 щелчков от положения “Closed”
DLO (Dynamic Lockout): выключено “OFF”
Durin
Назначение: Трейл, кросс-кантри, фрирайд
Sag: 20-25% от хода.
Air pressure: 5BAR / 70PSI
Rebound: 5 щелчков от положения “Closed”
DLO (Dynamic Lockout): выключено “OFF”
Амортизатор Hugin
Назначение: Трейл, кросс-кантри, фрирайд
Sag: 20-25% от хода.
Rebound: Пол-оборота - оборот от положения “Open”
Low speed compression: До одного оборота от положения “Open”
High speed compression: В положении “Open”
На сайте с 29.08.2008 Репутация: 179
Сообщений 1830 Пол: Мужской(29)
Город: Москва
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Pusher-2+66
25 дек 2010 в 23:47
sasha mt писал(а): 66 ATA RC3 fork
Стиль катания: Фрирайд, Даунхилл
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 28-40мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 10-15 щелчков от положения “Closed”
Compression: 2-5 щелчков от положения “Open”. (Воздушный клапан под регулировкой служит исключительно для стравливания воздуха)
а как насчет RCV???
а так хорошая статься
dentrial3.00 писал(а): Ни хрена себе, Grinpis, ты просто профи в технике исполнения мин*та...
На сайте с 08.11.2009 Репутация: 327
Сообщений 437 Пол: Мужской(41)
Город: івано-франківськ
Стиль: MTB:Enduro
25 дек 2010 в 23:49
когда заходиш на спецыалезированый сайт такой как етот
то хочется чтоб инфа которую ты ищешь была там
а не лазить по всему нету
поетому и надо закидывать интересные статти
На сайте с 16.03.2009 Репутация: 125
Сообщений 404 Пол: Мужской(40)
Город: Горливуд
Стиль: MTB:Enduro Байк: Сивый мерин
26 дек 2010 в 00:02
sasha mt писал(а): когда заходиш на спецыалезированый сайт такой как етот
то хочется чтоб инфа которую ты ищешь была там
а не лазить по всему нету
поетому и надо закидывать интересные статти
На сайте с 04.09.2007 Репутация: 854
Сообщений 2224 Пол: Мужской(43)
Город: Лиепая
Стиль: MTB:Downhill Байк: INTENSE . SS 2, М-9.M-6
26 дек 2010 в 00:28
sasha mt писал(а): когда заходиш на спецыалезированый сайт такой как етот
то хочется чтоб инфа которую ты ищешь была там
а не лазить по всему нету
поетому и надо закидывать интересные статти
да да да а еще можно найти много видео уроков на ю-тубе где будет все так же рассказано.все описанное выше вообще не как мне не дало представления как настроить подвеску! но в отличии от тебя я понимаю как работает амортизация.так что не все статьи которые можно найти в и-нете можно воспринимать адекватно,надо уметь отфильтровывать информацию от чуши.
На сайте с 22.03.2010 Репутация: 59
Сообщений 210 Пол: Мужской(30)
Город: Киев
Стиль: Стритец Байк: Crf250r
26 дек 2010 в 02:25
Вот уже в который раз убеждаюсь в том что в теории и на практике все совсем иначе,voro меня поймет.
Описалово настройки подвески просто ЯД,что бы я настраивал свой байк по подобным инструкциям,то явно далеко не уехал бы на таком байке...Особенно нравятся места там где идут описания всяких нюансов типа "нельзя что бы вилка качалась када с бровки съезжаешь" или тоже "если подвеска пробивается на камне то прийдет жопа всей подвеске,ты упадешь а вел надо будет отдавать в ремонт",ну не тупость,а?Народ годами катает на пробиве и что с этого? Хотя думаю для толстых дяденек которым уже за 30 и которые катают раз в пол года и после каждых покатух отдают свои велики в мастерскую на "ТО",то эта статья как раз была бы к месту.
На сайте с 25.01.2006 Репутация: 1427
Сообщений 3984 Пол: Мужской(36)
Город: Псков
Стиль: MTB:Downhill Байк: Giant Reign 27.5
26 дек 2010 в 11:28
sasha mt писал(а): Для разных дисциплин рекомендуются следующие значения SAG:
Кросс-кантри: 5-15% от хода
Трейл, эндуро: 15-20% от хода
Фрирайд: 30-40% от хода
Даунхилл: 20-30% от хода
Это шож за фрирайл такой!? и вобще откуда сег 40% выдумали, для фрирайда(жесткого с хорошими дропами) 15-20% надо
На сайте с 29.08.2008 Репутация: 179
Сообщений 1830 Пол: Мужской(29)
Город: Москва
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Pusher-2+66
26 дек 2010 в 14:30
sasha mt писал(а): 66 ATA RC3 fork
Стиль катания: Фрирайд, Даунхилл
(Выставить в первую очередь!) PAR: 115-130psi (Клапан обычно находится внизу вилки)
Sag: 28-40мм.
Low-speed rebound: выкрутить на 10-15 щелчков от положения “Closed”
Compression: 2-5 щелчков от положения “Open”. (Воздушный клапан под регулировкой служит исключительно для стравливания воздуха)
КАКОГО ТУТ ПРО СТАРЫЕ 66???
КАК НАСЧЕТ 66RCV?????
dentrial3.00 писал(а): Ни хрена себе, Grinpis, ты просто профи в технике исполнения мин*та...