27 окт 2010 в 04:37
Добро пожаловать в одну из самых популярных групп - Specialized BIG HIT
Общий для нас фактор, объединяющий в дружное сообщество, это обладание легендарнейшей, популярнейшей, прочнейшей... рамой BIG HIT. Символически компания Specialized на развитие линейки байков выделила ровно 10 лет. Именно столько существует версий этой легенды, которая принесла популярность компании ещё до появления королевы скоростного спуска Demo.
Каждый год в производство поступало обычно 3 модели велосипедов BigHit которые отличались между собой художественными рисунками, абстракцией или просто цветом. Так же каждая модель существовала обычно в 3 типах размеров - S, M и L. Помимо этого в некоторые года дополнительно к этим 9 байкам выпускалась ещё и подростковая модель "GROM" - сконструированная вокруг 24" колёсной базы, имевшая простейшую одно-рычажную подвеску и в общем-то с взрослыми байками связи не имела.Все взрослые модели BigHit для ещё большей надёжности и прочности в целом байка, строились по схеме с ассиметричными перьями. Это дало возможность при спицевании заднего колеса уравновесить нагрузку на все спицы и сделать колесо прочнее. При сборке байка этот момент нужно всегда учитывать, т.к. колёса собранные с классическим зонтом в раму не подойдут.
Процетирую одного из почитателей этой рамы и ставлю поистине подходяшие слова: Самый что не на есть хит, биг хит. Эт уже как суб культура, как в хардах драгстар, так в подвесах хиты. Можно сказать легенда вело экстрима. Кто на них не садился, некоторые считают что не жил. Некоторые считают кто его не имел значит не умеет катать. Некоторые говорят что они вечные. Некоторые говорят что индусы на них иконы пишут и молятся. Некоторые говорят что их придумали марсиане, а я вам говорю что это самая универсальная рама в классе "подвес".
Официальные технические данные по рамам BigHit.
(геометрия, размерности стакана, подседела, каретки, дропаутов, амортизатора, номера промподшипников и подробная конструктивная раскладка всех элементов)
2003-2005
2006-2008
2009-2010
2011 +
Тема по смене промподшипников в шарнирах подвески, на примере рамы BigHit 2007 года.
Истоки семейство BigHit берёт из FSR-семени что произрастало в велосипедах выпущенных компанией Specialized в 1998-2000 годах под названиями Ground Control FSR, RockHopper FSR и Stumpjumper FSR, что внешне хорошо заметно по первой модели BigHit в 2001 году.
Итак первый BigHit 2001.
Имел весьма печальный вид, однако на тот момент считался крайне прогрессивным, надёжным и брутальным воином бездорожья, обрывов и трамплинов. В стоковой комплектации были ранние версии, в понимании тех лет, гравити колёс, относительно длинноходная вилка, дисковые тормоза с большими роторами. А главное - байк был построен на патентованной системе подвески компании - FSR, которая агрегатировалась с серьёзным амортизатором тех лет. И последнее но не менее важное - посадка и общая геометрия принесла свежее веяние и задала вектор движения на несколько следующих лет.
BigHit 2002.
Рама сохранила практически полностью очертания первой модели. Изменились перья, они стали на много короче, подрос линк амортизатора а заодно в нём появилась возможность менять геометрию и работу подвески. По стоковой комплектации самое существенное изменение, это появление легендарной вилки Marzocchi Shiver DC с 190мм хода. Формат колёс 24" сзади и 26" спереди, унаследован от родоначальницы.
BigHit 2003.
Рама принимает общую внешность предыдущей модели. Перья и передний треугольник идентичны, однако значительно инженерами дорабатывается рычаг. Он становится ОГРОМНЫМ, и приносит самую большую рычажность среди всех моделей BigHit за все года. Те кто ездил на разных моделях бигхит, согласятся в том что если говорить о чувствительности подвески, модели именно с таким линком были максимально отзывчивы. Кроме всего прочего линк имел аж 4 положения амортизатора, в то время на раме было 3 ушка крепления амортизатора. Раздолье для экспериментов. Линк двусоставный на болтовом соединении. В стоковой комплектации всё так же можно видеть двухкоронную длинноходную вилку, большие ротора 203 и 180 размера. Формула колёс 24х26" сохраняется.
BigHit 2004.
В целом идентичная копия предыдущего года как по навеске так и по самой раме. В этот год компания проверяет сообщество присутствием переднего переключателя в стоке. Всё так же перья рассчитаны лишь на маленькое 24 колесо.
BigHit 2005.
Полное соответствие выпущенному байку в прошлом году. Всё так же навязчивое предложение переключаться ещё и на передних звёздах.
Завершение серебряной эры BigHit.
BigHit 2006.
Свежий взгляд и переосмысление позиции BigHit в МТБ.
При первом взгляде становится ясно чем последние два года занимались инженеры в Specialized. Выбросили лишнее, что-то упразднено, что-то подросло а чего-то уменьшилось.
Рама - каноничная её версия. Общепризнанна самой прочной и надёжной. Перья начали вмещать в себя 26" заднее колесо. Свежий дизайн переднего треугольника, острые, брутальные и стремительные линии. Строгое графическое решение для первого года. Тем не менее рама не без больных мест. Многие отмечали труднодоступность амортизатора для его настройки, при том что места в раме хватает только для определённых моделей пружинных амортизаторов с бачком. Соответствие по длине Eye-to-eye ещё не гарантия того что получится установить в раму амортизатор. Размер и форма линка изменились и стали больше напоминать решение из 2002 года. Количество положений амортизатора в линке сократилось до двух, а сам он стал цельно-фрезерованным. Эксперимент с передним переключателем, видно провалившись в последние два года, либо под давлением метаморфоз в дисциплинах, дал дорогу формации с одной ведущей звездой и успокоитель цепи. Формула хода подвески с этого года в байках BigHit стала 200/200.
BigHit 2007.
В целом крайне позитивно воспринятый новый хит, в 07ом году полностью сохраняет свои технические данные. За исключением навески рама абсолютна идентична предыдущему году. Окрас стал более уверенным и радует небольшими шалостями и наигранной художественной небрежностью.
BigHit 2008.
В конец осмелев, в Specialized решили выдать 13ую зарплату своим дизайнерам марихуаной и коксом, что в итоге дало нам самую яркую и вызывающую окраску рамы за все годы существования серии BigHit. Технические данные рамы полностью соответствуют двум предыдущим годам.
Конец золотой эры BigHit
BigHit 2009.
Год сумасшествие среди многих производителей велосипедных рам. Дорвавшись до гидроформинга, гнуть начали всё и везде.
Постигла эта курватура и серию BigHit. Мнение общества на эти изменения разделились и были неоднозначными. Одни кривились и с двойным усилием натирали свой Монстр на Хите06, кто-то кривился но со временем распробовал, а некоторые сразу восприняли с энтузиазмом новое веяние и тому есть причины...
Итак, новая, брильянтовая эра BigHit.
Абсолютно новый передний треугольник. Благодаря гнутым трубам удалось занизить центр тяжести, снизить более чем на 1см уровень Standover. Новый рулевой стакан, впервые в истории бигхит сменился с прямого 1/1,125" на конический 1/1,125 - 1/1,5. Абсолютно новая форма передачи давления на амортизатор и положение амортизатора. Кроме этого, в крепёжное отверстие амортизатора на линке впервые были встроены промподшипники для большей плавности работы. Количество положений амортизатора в линке было упразднено с двух до одного. В добавок теперь в раму можно установить любой амортизатор подходящий по тех. параметру Eye-to-eye, ещё и как вздумается, бачком вверх или вниз, кому как нравится. Так же линк теперь стал двусоставный на болтовом соединении половинок, сменив на своём посту монолитное цельно-фрезерованное решение в моделях 2006-2008. Ложкой дёгтя в новой версии BigHit стало уменьшение хода задней подвески до 190мм и уменьшение самого амортизатора с уже привычных 222мм до 216мм. Так же в стоковой комплектации все три версии байка были с однокоронными вилками. Пёстрота и жизнерадостность раскраски была пожалуй единственным что перекочевало с байка предыдущего года.
BigHit 2010.
Абсолютно идентичный байк предыдущему году. Сохранилось всё от общего плана навески до технических данных рамы. Расцветка изменилась на абстрактные Stripes.
BigHit 2011.
Год когда рамы компании Specialized начали выпрямляться в своих трубах. Так изменился и BigHit. Верхняя труба переднего треугольника стала прямее. Расплатой за это стало потеря в параметре Standover, таким образом труба к яичкам ездока стала ближе в размере М рамы на 6мм, а в размере L на целых два сантиметра. Стоит ли говорить, что когда доходит до практики тут каждый миллиметр отделяет от Ада. Лишь в рамах размера S, сохранились 758мм стэндовера. Раскраска рамы была лениво скопирована из предыдущего года, лишь изменены цвета. В этом году на комплитах BigHit вновь появились двухкоронки. Однако размер амортизатора и ход подвески, всё сохранилось. Все остальные параметры рамы так же сохранены до миллиметра от предыдущих двух лет.
К сожалению это последний год выпуска рамы BigHit. Можно долго фантазировать каким бы он мог быть в 2012ом году зайдя на следующую трёхлетку, а каким могла быть трёхлетка 15-17 годов. Но нет. Компания Specialized решила отречься от бренда BigHit как от чумного, хотя именно эта линейка байков принесла для конторы так много лав-поинтов от мтб сообщества.
Вместо бигхита, нишу мульти-гравити байков с длинноходной подвеской занял Status. Он конечно снискал своих почитателей, кто-то быть может даже считает его верхом развития BigHit, однако, будем честны - облик совершенно другой, "уже не то пальто".
Сравнительное фото - ниже.
Спустя 4 года, в 2015ом году компания откажется и от этой линейки, расширив на её позиции соседнюю - Enduro, увеличив число велосипедов в ней с 5 в 2012-ом году, до 8 в 2014 году и до 10 моделей Enduro в 2015-ом.
Тем не менее в нашем очаге ещё трещат брёвнышки и жар идёт. Многие продолжают собирать байки и на BigHit 09х и на 06х и даже олдскульные 02х всё так же часто встречаются. В доказательство что на это раме МОЖНО И НУЖНО МОЧИТЬ. Днепропетровск, Украина, старая трасса mini DН
P.S. Выражается огромная благодарность человеку под ником AndRiEL ,Александру Корышеву за составление данной статьи. З.Ы. Всем хитовдам: КРУТИ, КАТАЙ И ПОБЕЖДАЙ!
|