На сайте с 16.03.2008 Репутация: 157
Сообщений 64 Пол: Мужской(34)
Город: Ковель - Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: Cannondale Trail
16 июн 2010 в 22:40
Видя что многие новички задаются вопросом о внутреннем мире Marzocchi DJ3 2008-2009 года, я, как бывший ее владелец, решил состряпать статейку о ее устройстве.
Вот набросал несколько эскизиков, чтоб было наглядно понятно что там внутри и с чем оно взаимодействует. Сразу уточню что точные размеры не соблюдены, так как вилки у меня уже нету. Соблюдены лишь схема строения (по памяти) и пропорции (по фото) . Так же в эскизе допущены упрощения, для более легкого его восприятия и понимания.
И так, приступим...
Обозначения на эскизе:
1) Корона
2) Рулевая труба
3) Правая штанина
4) Левая штанина
5) Правая нога
6) Левая нога
7) НЕразборный масляный демпфер
8) Шток демпфера
9) Левый топкеп (выполнен одним целым с демпфером)
10) Пыльники
11) Сальники
12) Верхний башинг
13) Нижний башинг
14) Основная пружина
15) Правый топкеп
16) Болт регулировки прелоада (толком нифига не дает)
17) Пластиковый наконечник пружины
18) Негативная пружина (чтоб вилка не стучала при отскоке)
19) Шток-толкатель основной пружины
20) Пластиковая проставка (чтоб нога не била по днищу штанины)
21) Шайба с уплотнителем
22) Болт
23) Эластомер
Общий вид:
Дно штанины, видны уплотнения:
Верх правой ноги, топкеп и т.п.
Ну и фото этого чуда:
Работу вилки можно сделать приятнее, если вынуть из нее эластомер. Но тогда вилка станет пробиваться с бордюра. Для этого в пружинную ногу я залил обычного рыночного веретенного масла (1л – 1$). Его объем подбирается под вес райдера. Мне с моими 77 кг понадобилось примерно 200 мл. В принципе мы ничего не выиграли в весе (вес масла примерно равен весу вынутого эластомера), но за то вилка стала менее капризной (приходилось запихать новую смазку внутрь каждую неделю), так как смазка ног силиконкой не сильно помогала. Так же получилась такая себе липовая регулировка антипробоя (регулируется объемом залитого в ногу масла) и типа открытая ванна.
После доливания масла получили такую картину:
Мне так удалось подобрать уровень масла, что вилка ходила на весь ход, но за пару миллиметров до конца хода останавливалась и ни разу не пробилась. Хотя катая с эластомером у меня она иногда пробивалась. Видно стало что вилка работает, а не рывками ходит.
В целом на вилке стало намного приятнее катать и не лезть постоянно внутрь с ТО.
И просто так, для общего понимания теории эластомерных вилок:
Принцип работы эластомера состоит в том, что он короче, чем сама пружина. В начале сжимается пружина, обеспечивая так называемый сэг. И чем короче эластомер, тем больше сэг, тем больше будет мягкого хода у вилки. Когда же нагрузка продолжается, начинает вместе с пружиной сжиматься и эластомер, довольно ощутимо прибавляя жесткости. Сжиматься он будет до тех пор, пока не заполнит собой все пространство внутри пружины (даже между витков лезет). Тогда ему деваться становится некуда и наступает конец хода у вилки. Если же напихать слишком мало эластомера, то ход у вилки заканчивается скорее чем эластомер заполняет пружину и наступает пробой
Рекомендуют укорачивать эластомер... В теории это как бы "увеличит" сэг вилки, сделает ее более мягкой в начале хода. Но если переусердствовать с укорачиванием, то длинны эластомера может не хватить для предотвращения пробивания вилки и он попросту будет болтаться в вилке мертвым грузом не выполняя никаких функций.
Так же на зиму можно обрезать кусочек эластомера. Вилка станет более мягкой и не так будет тупить. С наступлением тепла этот изъятый кусочек резины можно вернуть на место.
Я пробовал оба этих метода, и могу сказать что замена эластомера на масло значительно сильнее изменяет работу вилки в лучшую сторону, чем процесс тасования кусочков эластомера в зависимости от среднесуточной температуры воздуха
На сайте с 17.03.2010 Репутация: 72
Сообщений 259 Пол: Мужской(34)
Город: Ровно
Стиль: MTB:Urban Freeride Байк: Алєніна
16 июн 2010 в 23:04
На фото идентична модель моей вилки. Хотя mueller, ты это уже знаешь. +1 тебе за то что хорошо разбираешься в этом деле и за умение хорошо объяснить.
П.Е.С - Я все-таки передумал дрилить свою вилку))
Не бійся ложки , бійся вилки, один удар чотири дирки...
На сайте с 06.11.2009 Репутация: 401
Сообщений 1404 Пол: Мужской(30)
Город: Киев
Стиль: MTB:Street Байк: 24
16 июн 2010 в 23:56
mueller писал(а): Работу вилки можно сделать приятнее, если вынуть из нее эластомер. Но тогда вилка станет пробиваться с бордюра. Для этого в пружинную ногу я залил обычного рыночного веретенного масла (1л – 1$). Его объем подбирается под вес райдера
ты тупо к пружине долил масло??? а через низ оно не протикает в штаны(низ там где Негативная пружина)????
На сайте с 10.03.2008 Репутация: 423
Сообщений 2097 Пол: Мужской(29)
Город: Новосибирск
Стиль: MTB:Street Байк: Malice, FOX, HALO.
17 июн 2010 в 06:00
BeheMottT писал(а): А ты их там штук пять ожидал увидеть??? Пружинно-масляная вЫлка! Чего ты ещё жочешь?
Хотелось бы 2 пружины в обеих ногах, нормальных, и без этих закрытых картриджей, ноги одинаковый длины, опять съемные короны, воздух в обеих ногах) и т.д. Хотим короче опять 07 год
На сайте с 23.10.2010 Репутация: 0
Сообщений 4 Пол: Мужской(31)
Город: Минск
Стиль: MTB:Urban Freeride Байк: Scott Voltage YZ 0 2007
23 окт 2010 в 18:26
Какой класс вязкости у веретенного масла??? Было бы шикарно в SAE но можно и по ISO!)) был бы очен признателен!!
и не требуется ли дополнительных уплотнений в правой ноге, что бы не протекало масло?!
Кста ещё вопрос!на холоде дубеет вилка!!!!Это лечится заливкой масла вместо эластомера?? или над мудрить с картриджем???
На сайте с 12.11.2009 Репутация: 762
Сообщений 2359 Пол: Мужской(30)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: Canyon
23 окт 2010 в 19:05
mueller, +!!
очень во время появилась статья. вчера ради интереса разобрал свою и долго с горечью смеялся над надписью на неразборном масляном демпфере (в левой ноге) ср сантур..
теперь внимание вопрос!
Можно ли выкинуть все содержимое из правой ноги и туда всунуть (закрутить сверху?!) воздух от арбуза 409 или найти такой же неразборной масляный демпфер, как слева, (на ощущение он прияно работает) либо вообще какой-нибудь масло воздух, просто масло, просто воздух с марзочи (с дж1, 4х или подобное).
Кстати, неразборной масляный демпфер снять можно (выкрутить тяжело), а то на фото он у тебя чет остался в штанах.. и резьба там нормальня можно ли туда засунуть вместо него воздух?
На сайте с 16.03.2008 Репутация: 157
Сообщений 64 Пол: Мужской(34)
Город: Ковель - Киев
Стиль: MTB:Enduro Байк: Cannondale Trail
23 окт 2010 в 22:53
Amur, вкрутить вверх правой ноги воздушный топкеп от Арбуза можно, если резьба совпадет. В принципе травить воздух не должно. Травить может или внизу штанов через болт или через сальники/пыльники. Через сальники травить не должно, так как они такие же как и в ДЖ с воздухом и должны обеспечивать такую же герметизацию вилки. Если немного будет подтравливать, то можно налить небольшое количество жидкого масла на дно штанины. Получится дополнительная герметизация болтов, крепящих штаны.
Вобщем воздушку из этой вилки сделать реально. Надо лишь вкрутить топкеп с подкачкой и долить масла в штанину
Вкручивать в правую ногу такой же демпфер, как в левой ноге нет смысла, так как вилка получится без пружины) В любом случае пружина нужна - стальная или воздушная, то есть картридж должен быть или масло-воздух или масло-пружина, но никак не одно лишь масло. Можно вкрутить закрытую воздушную пружину например от РокЧпок) В старых Мурзах были открытые ванны, где цилиндром картриджа (демпфера) являлась нога вилки. В ДЖ3 2008/2009 годов не известно полирована ли нога внутри, так что возможно уплотнения поршня будут кушатся за неделю/месяц... Тут можно лишь поэкспериментировать)
Я демпфер не вынимал, так как ключа не оказалось под рукой. Кстати выкручивать демпфер можно обычным ключем для диска болгарки.
VaSaBi, удлинить то можно... Но как? Надежно будет только если точить новые (дешевле и проще взять целую вилку). Если пытаться удлинить методом накручивания удлиннителей, есть шанс что в самый неподходящий момент приземлить трюк без переднего колеса и штанов вилки
Кстати демпфер имеет максимальный ход то ли 120, то ли 130 мм. Да, он сделан с небольшим запасом как для 100 мм вилки Lexapskov, спасибо эт что, я тут еще про Дуролюкс недавно писанул)