На сайте с 23.04.2014 Репутация: 219
Сообщений 1532 Пол: Мужской(27)
Город: Киев
Стиль: MTB:Freeride Байк: Стунтус
30 июл 2015 в 13:47
Как обычно украл и не привзнёс ни капли своего - Kardinal94. Оригинал - Ссылка
Fox сделал это. В 2013 году SRAM презентовал совместную с лапьером разработку — задний амортизатор, автоматически и за доли секунды включающий и выключающий пропедал. Тогда я поездил на новом байке и работало оно очень круто, но были свои но. Спустя два года Fox Racing Shox смог ответить. Причем сделал это, по всей видимости, для всего рынка, а не только для нескольких брендов. В связи с этим новая технология грозит всем нам. Давайте разберемся, как она работает, какие у нее есть плюсы и минусы.
В отличие от авторов оригинальной публикации, у меня нет обязательств перед фоксом, они не оплачивали мне проезд и проживание, не оплачивали статью. А, значит, я постараюсь не срезать те углы, которые заботливо обошли в пинкбайке с их розовыми очками. Разберемся по сути.
Итак, система называется Live Valve. Решает она простую вещь — в зависимости от рельефа самостоятельно изменяет настройки компрессии амортизатора и вилки.
Авторы утверждают, что начали разработку 3 года назад, таким образом они намекают на то, что смогли увидеть приближающийся анонс срама за год до того, как он реально произошел. Перетекают все-таки знания из одной компании в другую.
В амортизаторе присутствует две настройки компрессии. Одна — ручная, шестигранником. Она регулирует компрессию при отсутствии пропедала. Вторая — автоматическая, она как раз и переключает пропедал из открытого в закрытый режим. Переключение происходит бесшумно, без использования моторчика, знакомого нам по системе SRAM. Благодаря этому батарея для поддержки работы системы должна жить дольше. Авторы утверждают, что ее срок жизни - 25 часов непосредственного катания, а вне катания система отправляется в спящий режим. Одна батарея используется для питания и амортизатора, и вилки.
Амортизатор для системы используется уникальный, а вот вилка может быть любым Fox 34:
Итак, по какой логике работает система: 1. Есть два положения пропедала — открытое и закрытое. 2. По умолчанию подвеска находится в состоянии с включенным пропедалом. 3. Если акселерометр замечает неровности, пропедал открывается на определенное время (запускается таймер). 4. Если акселерометр замечает неровности повторно, таймер обновляется. 5. По окончании отсчета времени подвеска переключается в базовый жесткий режим. 6. Если акселерометр ощущает отсутствие свободное падение продолжительностью более чем на 0.025 секунды, пропедалы отключаются. 7. Акселерометр спереди открывает пропедал у вилки и амортизатора, акселерометр сзади открывает пропедал у амортизатора.
А вот и сами акселерометры на нижнем пере и вилке:
Как видите, авторы предусмотрели открытие подвесли на дропах. Этим способом сломать пропедалы не удастся. Идея обнаруживать свободное падение действительно очень хороша и так Fox смог избавиться от необходимости отслеживать каденс. Система получилась чуть более простой.
Но. Есть другая проблема, которую старательно обходили в SRAM/Lapierre. В их разработке огромное внимание уделялось тому, чтобы ни при какой ситуации райдер не врезался в препятствие на заблокированной подвеске. Проблему дропов они решили датчиком каденса (не крутим — система открыта). Проблему серфа по препятствиям (акселерометр в вилке) также решал датчик каденса. Да, сислема работала только на амортизатор, но зато она также вчистую переигрывала любые платформенные решения вроде Brain от Specialized по функционалу. Разница была в том, что Brain, конечно, есть микроудар по подвеске до момента, когда подвеска открывается. Он очень-очень мал, система расчитана на то, что так и надо, но это чувствуется. И в кросс-кантри и на легких трейлах это на 100% оправдывает себя. По той же причине Brain нельзя ставить на гравити-байки с сильными ударами. На них его и не ставят.
Ок, здесь ясно. Так в чем же подвох с новым фоксом?
Подвох в том, что так как датчика каденса у него нет, есть две ситуации, когда подвеска не может работать без ступеньки: 1. Всегда въезжая в препятствие передним колесом вилка сначала задетектит удар, а потом откроется. Всегда. Именно по этой причине управления пропедалом на вилке у срама не было. Fox решил, что на эту ступеньку можно забить и лучше так, чем никак. 2. Если вы подняли переднее колесо и попадаете на препятствие задним, история повторяется с задним акселерометром. Опять сначала происходит удар, потом открывается амортизатор.
Получается, что для вилки переизобрели тот же Brain в электронном варианте, а для заднего амортизатора тот же эффект будет происходить время от времени. Конечно амортизатор сзади должен работать лучше в остальных ситуациях, но именно тут для каждого пользователя встанет вопрос: 1) Сколько стоит эта система 2) Нужны ли мне все эти провода, вес и аккумулятор 3) Нужен ли мне вместо этого Brain вне головы, к которому в придачу идет целый велосипед Specialized.
Бонусом к сомнениям придет тот момент, что пропедал от Fox традиционно плохо переживает удары. Решили ли они этот вопрос — не известно. Разработчики говорят, что систему продолжают допиливать и свет она увидит не ранее коллекций 2017 года. Также продолжаются переговоры о том, чтобы объединить батарею этой системы и системы переключения Di-2, на что, видимо, пока не согласились в Shimano.
На сайте с 23.02.2014 Репутация: 121
Сообщений 1845 Пол: Мужской(35)
Город: Вишневе
Стиль: MTB:Enduro Байк: Важкий
30 июл 2015 в 14:07
а на Джаинтах на выставке этого года в Киеве вроде уже работало, но вот красивых лисичек я не видел ): хотя проверить работу этого девайса на "ледовом" полу было невозможно...
На сайте с 23.04.2014 Репутация: 219
Сообщений 1532 Пол: Мужской(27)
Город: Киев
Стиль: MTB:Freeride Байк: Стунтус
30 июл 2015 в 14:25
VanOexe,
Kardinal94 писал(а): Как видите, авторы предусмотрели открытие подвесли на дропах. Этим способом сломать пропедалы не удастся. Идея обнаруживать свободное падение действительно очень хороша и так Fox смог избавиться от необходимости отслеживать каденс. Система получилась чуть более простой.
Kardinal94 писал(а): 6. Если акселерометр ощущает отсутствие свободное падение продолжительностью более чем на 0.025 секунды, пропедалы отключаются.
На сайте с 10.07.2011 Репутация: 245
Сообщений 3292 Пол: Мужской(33)
Город: Днепродзержинск
Стиль: MTB:Street Байк: Cube Stereo, WTP Envy
30 июл 2015 в 22:45
Как ни крути, брейн практически тоже самое, только в механическом исполнении и по этому надежней. Минус конечно, что нельзя дропать с большой высоты т.к. есть риск что клапан брейна закроется и при сильном ударе на доли скунды байк испытает сильную нагрузку, пока клапан не откроется.... Но я считаю, что возможно и эту проблему брейна можно исправить механически (но естественно могу ошибатся) Смысл в том, чтобы клапан брейна открывался не только от микроудара, но и от резкого давления масла, аля низкоскоростная компрессия. Я в брейнах такой фишки не заметил. Но опять же, окнечно могу заблуждатся и это может не работать должным образом.
П.С. Неужели спеш запатентовал любую идею с инерционным клапаном в подвеске, что никто из производителей её не использует самостоятельно, а выдумуют всякие электронные аналоги?