15 июл 2014 в 16:32
Крепление заднего амортизатора - это набор деталей, позволяющий установить его на конкретную раму и обеспечить плавное его вращение при работе подвески.
Размеры и тип креплений индивидуальны для каждой рамы. Но в пределах одного производителя очень часто встречается полная совместимость между различными моделями рам.
Самые распространенные виды креплений заднего амортизатора - это пара алюминиевых полуосей или сквозная стальная ось.
Реже встречаются крепления на подшипниках, с башингами, состоящими из двух половинок, с осью не полной длины и т.д.
Даже если у Вас исправный амортизатор, только что прошедший ТО, и новые подшипники в раме, подвеска не будет хорошо работать при неправильно подобранных или изношенных креплениях.
Во первых, необходимо регулярно производить замену башинга в ухе заднего амортизатора. Важно не забывать при покупке, что эти башинги бывают разных размеров. Самый распространенный на сегодняшний день стандарт - 12.7мм внутренний диаметр, 12.7мм ширина и 15.0мм наружный диаметр.
Визуально определить его износ довольно просто. Достаточно взглянуть на состояние покрытия рабочей стороны башинга.
Во вторых сами крепления, которые на англоязычных форумах называют mounting hardware, не должны иметь повреждений рабочей поверхности, сильных потертостей, которые уменьшают диаметр прилегающей к башингу стороны, овализованностей и прочих дефектов.
Но даже новые крепления, изготовленные с ошибкой, свою функцию не выполняют.
Выше схематично изображены правильные крепления.
Зеленым цветом обозначены элементы рамы, к которым крепится амортизатор, черным обозначено ухо амортизатора, красным башинг в ухе, серым стягивающий болт, гайка, спейсеры и грязезащитные резинки, голубым ось и полуоси.
Зазоры на схеме для наглядности сделаны крупнее, чем должны быть.
Прежде всего важно понять, что болт выполняет лишь стягивающую функцию и не является шарниром. Рама и ось (полуоси) должны после затягивания болта образовать жесткую конструкцию.
Даже если отверстие в ваших креплениях, к примеру, 8мм, а диаметр стягивающего болта 6мм, крепления будут исправно работать и люфта не будет, т.к. они фиксируются на месте за счет жесткой фиксации в раме. Но такое несоответствие все-таки не желательно, т.к. при сильном ударе крепления могут сместиться в раме, а также увеличиваются шансы погнуть болт или овализовать отверстия в раме.
Затягивать этот болт нужно именно с тем усилием, которое рекомендует производитель рамы в инструкции по обслуживанию, используя динамометрический ключ.
Типичные ошибки при изготовлении креплений
Недостаточная ширина сквозной оси или полуосей
В этом случае вращение происходит не на креплении, а амортизатор вращается вместе с креплением на стягивающем болте.
Это приводит к люфту (как уже говорилось выше, люфт между осью и болтом допустим) и овализиции отверстий для стягивающеого болта в раме. После длительной эксплуатации рамы в таком режиме потребуется сложный ремонт.
Если отверстия уже овализованы, необходимо увеличить их диаметр и изготовить вставки.
Подкладывание шайб по бокам оси - это только временная мера решения этого вопоса до изготовления нового крепления.
Неправильная форма полуосей или широкие спейсеры
Такая ошибка, как на схеме ниже, приводит к повышенному трению о боковые стенки уха амортизатора, деформируя его. При этом из-за повышенного трения часто происходит поломка штока амортизатора около уха.
Полуоси при затягивании болта должны образовать цельную конструкцию, подобную сквозной оси с жестко закрепленными на них спейсерами.
Слишком широкие спейсеры, установленные на сквозную ось приводят к таким-же последствиям.
Избыточная ширина оси или полуосей
В этом случае страдает рама, элементы которой деформируются слишком широкой вставкой. Может быть ускорен износ подшипников.
Какие размеры нужны для изготовления новых креплений?
1. Стандарт башинга в ухе заднего амортизатора (внутренний диаметр).
2. Фактическая ширина посадочного места в раме. Если рама относительно новая, этот параметр можно найти в инструкции от производителя. Если рама долго эксплуатировалась, то эта ширина можнет быть немного больше и ее обязательно нужно измерить. Не забывайте, что ширина креплений верхнего и нижнего уха часто не совпадает.
3. Диаметр стягивающего болта. Как правило, стягивающие болты имеют резьбу M6 или M8.
Дмитрий Стрельников, Донецк, LS Tuned
|