На сайте с 08.08.2013 Репутация: 57
Сообщений 11 Пол: Мужской(45)
Город: Киев
Стиль: MTB:Enduro
1 сен 2013 в 14:28
Наша компания Garbaruk занимается производством карбоновых компонентов для велосипедов. При создании новой детали, отработав её дизайн, конструкцию и технологию производства, необходимо провести тестовые испытание на прочность, жесткость, и сопоставить эти показатели с полученным весом. Чтобы оценить конкурентоспособность наших изделий- мы проводим их испытания, сравнивая их с уже существующими на данный момент компонентами. В итоге мы можем обрисовать небольшую картину того, какой производитель что выпускает, руководствуясь цифрами, полученными непосредственно на практике. Такие обзорные статьи мы решили публиковать для того чтобы вы имели возможность выбирать для себя продукцию оперируя не только сухими догадками, но и опираясь практические на факты.
Сегодшний тест посвящен сравнению жесткости систем.
Хотелось бы внести некоторые прояснения. Привычное нам название «шатун» не совсем корректно. Ведь с технической точки зрения это кривошип (анг. Cranks — кривошип). Не понятно почему и с каких пор в нашем языке этот термин искажен, но чтобы слово «кривошип» не резало слух- мы будем называть его «шатун».
Отработав конструкцию своих шатунов, мы решили устроить тест на жесткость, чтобы иметь представление о их возможностьях. Прежде всего задумались о методе. Думаем многие заметили, что даже самые «независимые» из публичных тестов на велорынке практически всегда устроены так, чтобы красиво подчеркнуть достоинства одного товара и показать конкурентов в более блеклом свете. Самый известный способ состоит в чем. На правый шатун ставят некую стандартную звезду. Шатун зажимают в массивном узле, имитирующем каретку, прочно зафиксированном на стенде. На звезду накинута цепь. Натягиваемая ветвь цепи закреплена на том же жестком стенде. К оси педали приложена нагрузка (силовой эквивалент райдера). Измеряют поперечное отклонение звезды (Ссылка)
Нам такое сравнение показалось не объективным. Возник ряд вопросов. Почему, например, меряют только поперечную жесткость и только на правом шатуне? Шатуны с кареткой прогибаются не только в сторону. Каждый шатун скучивается «винтом» вдоль своей продольной оси, кроме того, левый хочет провернуться относительно правого, скручивая кареточный вал.
Мы решили поступить иначе. На столе закреплена имитация каретки. Она жесткая и неподвижная. Вставляем в неё подшипники, вал, и собираем систему. Для что бы исключить из измерений деформацию педалей, роль оси педали выполняют стальные болты (чтобы исключить путаницу, будем называть их педалями). Левую педаль жестко фиксируем (связываем массивной штангой со столом), правую – нагружаем весом равным половине веса райдера (40 кг). Оба кривошипа и ось каретки подвергаются скручиванию и изгибу. Суммарную величину отклонения фиксируем на оси правой педали индикаторным прибором.
Для ликвидации всевозможных зазоров в узлах крепления используем преднагрузку в размере 3 кг. Прикладываем её к свободной правой педали. Дальше все просто. Устанавливаем к оси правой педали индикатор, и обнуляем его. Нагружаем правую педаль оставшимися 37 кг. Засекаем отклонение индикатора. Для достоверности замера убираем и прикладываем нагрузку несколько раз.
Результаты теста.Вес указан без учёта веса звезд и каретки. Чем меньше значение деформации, тем жестче образец.
Несколько замечаний. Разброс в весе вроде бы невелик. Но следует помнить о том, что вес каретки в тесте не учитывается (с ними будет совсем другой результат). У систем BB30 каретка представляет собой два подшипника (примерно + 50 г), а вот резьбовые каретки весят около 100 грамм. Это также полезно иметь ввиду при выборе.
Удивительно, но разброс результатов замеров, при повторении опыта с некоторыми шатунами был весьма большим (скажем, для модели Specialized разброс достигал 14%). Пришлось производить замеры много раз, сильнее затягивать болт стягивающий две половинки вала, ликвидируя подвижность шлицевого соединения, пока результат не стабилизировался.
В качестве «мерила совершенства» любят использовать параметр «отношение жесткости к весу». Этот параметр сам по себе ничего не значит. Но он позволяет сравнить совершенство конструкции. Ведь если вес большой, а жесткость нет, – значит материал в детали используется не рационально.
Жесткость относительно веса считали так. Жесткость – величина, обратная деформации, то есть она равна 1: d. Полученное делим на массу. Стало быть, «жесткость к весу» — это (1: d): m = 1: dm.
Близнецов Truvativ Noir и Sram XX различить можно только на третьем знаке после запятой. Очевидно что это одна модель, называемая по-разному. Представитель Shimano заслуженный тяжеловес Deore ХТ у нас присутствует в качестве «бывалого», как традиция. Много лет подряд модели с таким индексом брали в каждый тест МТБ-шатунов. До появления большого количества карбоновых шатунов, к ним не было никаких претензий. Но по современным тенденциям их вес- удел прошлого.
Следует отметить, что металл как материал для шатунов себя ничуть не исчерпал. Прямое тому доказательство клееная алюминиевая система Cannondale Hollowgram. Отличная надёжность, жесткость и вес. Однако по непонятным причинам они не пользуются особой популярностью.
Вообщем то расписывать подробно каждую модель нет большого смысла. Результаты сравнения можете видеть сами.
И последнее. Сверхжесткие шатуны с выносными подшипниками и толстым валом – это хорошо, но если посмотреть на реальные разбросы в величинах деформации, то они составляют всего десятые доли миллиметра. И то что система которая прогибается на 0.2мм меньше позволит велосипеду ехать быстрее и стать гарантом спортивных результатов, все еще не доказано… Серьезных опытов на этот счет никто не проводил. Можно даже найти примеры, опровергающие эту идею. Но об этом в следующий раз.
P.S. Основная идея этого поста- это сравнить уже существующие системы достаточно высокого уровня, именитых брендов, некоторые из которых существуют уже несколько десятков лет, с шатунами которые создали мы, по идее, не имея такого большого опыта как у них. Этим тестом мы не хотели показать какие мы крутые, нет. Скорей наоборот, показать что в даже самые "крутые" бренды не имеют каких то сверх секретных наработок, которые бы делали их продукцию неповторимой, как нам многим кажется.
На сайте с 22.07.2012 Репутация: 55
Сообщений 606 Пол: Мужской(33)
Город: Санкт-Петербург
Стиль: MTB:Freeride Байк: Stark Shooter 2 (2015)
1 сен 2013 в 18:33
Прогиб, который измеряет индикатор, зависит от длины шатуна. Проще говоря чем длинее шатун, тем больше прогиб.
Вопрос: как в эксперементах учитывался этот момент и учитывался ли он вообще?
По сути самым жёстким результатом может обладать самый короткий шатун... И честно говоря неочень понятно как прогиб говорит о качестве самого шатуна в целом. Можно закалить так, что он вообще гнуться не будет, но зато в самый неподходящий момент тупо треснет как стекло.
И второй вопрос: вал также подвергается кручению, так вот не получается ли так, что шатун вообще не гнётся, а индикатор измеряет лишь "угол деформации" вала? А разные результаты получаются из за разных длин шатунов, что я подметил в первом вопросе.
Вот эти два момента ставят под вопрос чистоту всего эксперемент... Если они не учитывались, то тогда все эти прогибы это просто до фонаря.
На сайте с 21.04.2009 Репутация: 2345
Сообщений 433 Пол: Мужской(37)
Город: Запорожье
Стиль: MTB:Enduro Байк: Rocky Mountain Slayer
1 сен 2013 в 21:33
Pavel_K писал(а): Прогиб, который измеряет индикатор, зависит от длины шатуна. Проще говоря чем длинее шатун, тем больше прогиб. Вопрос: как в эксперементах учитывался этот момент и учитывался ли он вообще? По сути самым жёстким результатом может обладать самый короткий шатун... И честно говоря неочень понятно как прогиб говорит о качестве самого шатуна в целом. Можно закалить так, что он вообще гнуться не будет, но зато в самый неподходящий момент тупо треснет как стекло. И второй вопрос: вал также подвергается кручению, так вот не получается ли так, что шатун вообще не гнётся, а индикатор измеряет лишь "угол деформации" вала? А разные результаты получаются из за разных длин шатунов, что я подметил в первом вопросе. Вот эти два момента ставят под вопрос чистоту всего эксперемент... Если они не учитывались, то тогда все эти прогибы это просто до фонаря.
Согласен. Больше похоже на "тест некоего удобного сферического показателя в вакууме". Из объективных критериев качества, как было верно подмечено - тест на критическую разрушающую нагрузку и на циклическую нагрузку. Или банальное время наработки на отказ. Плюс вес. Для КК он объективно важен. И суммарный коэффициент, который был бы интересен для выбора (критическая нагрузка+циклическя рагрузка)/цену системы. Вот это уже удобоваримый и актуальный для покупателя негонца критерий. А так - тест ради теста.
К дополнительным косвенным показателям качества системы можно отснести надежность шлицевого соединения.
На сайте с 01.05.2005 Репутация: 445
Сообщений 3570 Пол: Мужской(30)
Город: Киев, Шевченковский район
Стиль: MTB:Freeride Байк: cro-mo
1 сен 2013 в 22:26
а на что собственно, влияет жесткость шатунов? Как по мне - наиболее важный показатель это надежность крепления к каретке и соотношение прочности и веса. Так же было бы интересно посмотреть тест хромольных систем))
и еще очень хотелось бы увидеть тест мощности тормозов. желательно по годам, используя невыпускаемые модели...
На сайте с 11.11.2007 Репутация: 374
Сообщений 1382 Пол: Мужской(29)
Город: Полтава-Киев
Стиль: MTB:Freeride Байк: Ellsworth Dare 243 Racing FR, DMR Drone.
1 сен 2013 в 23:18
Pavel_K, потому-что человек тратит силу на сгибание шатуна, а не на прокручивание цепи. для екстрима это не существенно, а кантрийщики и шоссеры знают в этом толк
На сайте с 08.08.2011 Репутация: 141
Сообщений 1792 Пол: Мужской(32)
Город: Санкт-Петербург
Стиль: MTB:Freeride
1 сен 2013 в 23:28
Mr. Serj писал(а): Pavel_K, потому-что человек тратит силу на сгибание шатуна, а не на прокручивание цепи. для екстрима это не существенно, а кантрийщики и шоссеры знают в этом толк
Ну да, тут одни шоссеры и кантриллы собрались Тест и правда странный...
На сайте с 27.09.2011 Репутация: 21
Сообщений 40 Пол: Мужской(26)
Город: Киев
Стиль: MTB:Freeride Байк: Status 1 2012
1 сен 2013 в 23:30
даааммм, по поводу КПД педалирования - обувь проживаеться гораздо больше.... тех несчасных 2мм никак не влияют это 100%, а вот на излом - это полезно было бы....